Уроки. Урок 23

Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?
Частые звездочки, звездочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания жгучего?
С. А Есенин
 

Урок 6/23

 презентация

Тема: Пространственная скорость звезд

Цель: Познакомить с движением звезд - пространственной скоростью и ее составляющими: тангенциальная и лучевая, эффектом (законом) Доплера.

Задачи:
1. Обучающая: ввести понятия: собственного движения звезд, лучевой и тангенциальной скорости. Вывести формулу определения пространственной и тангенциальной скорости звезд. Дать представление об эффекте Доплера.
2. Воспитывающая: обосновать вывод о том, что звезды движутся и как следствие со временем изменяется вид звездного неба, гордость за российскую науку - исследования российского астронома А.А. Белопольского, содействовать формированию таких мировоззренческих идей, как причинно-следственные связи, познаваемость мира и его закономерностей.
3. Развивающая: умение определять направление (знак) лучевой скорости, формирование умения анализировать материал, содержащийся в справочных таблицах.

Знать:
1-й уровень (стандарт) – понятие скоростей: пространственной, тангенциальной и лучевой. Закон Доплера.
2-й уровень - понятие скоростей: пространственной, тангенциальной и лучевой. Закон Доплера.
Уметь:
1-й уровень (стандарт) - определять скорости движения звезд, направление движения по смещению линий в спектре звезды.
2-й уровень - определять скорости движения звезд, направление движения по смещению линий в спектре.

Оборудование: Таблицы: звезды, карта звездного неба (настенная и подвижная), звездный атлас. Диапозитивы. CD- "Red Shift 5.1", фотографии и иллюстрации астрономических объектов из Интернета, мультимедийного диска «Мультимедиа библиотека по астрономии»

Межпредметные связи: математика (совершенствование вычислительных навыков в нахождении десятичных логарифмов, разложение вектора скорости на составляющие),  физика (скорость, спектральный анализ).

Ход урока:

Опрос учащихся.

У доски:
1) Параллактический способ определения расстояния.
2) Определить расстояние через блеск ярких звезд..
3) Решение задач из домашней работы №3, №4, №5  из §22 (стр. 131, №5 аналог дополнительного задания 2, урока 22) - показать решения.
Остальные:
1) На компьютере найти яркие звезды и охарактеризовать их.
2) Задача 1: Во сколько раз Сириус ярче чем Альдебаран? {зв. величину возьмем из табл. XIII,  I1/I2=2,512m2-m1, I1/I2=2,5120,9+1,6=10}
3) Задача 2: Одна звезда ярче другой в 16 раз. Чему равна разность их звездных величин? {I1/I2=2,512m2-m1 ,  16=2,512?m, ?m1,2/0,4=3}
4) Задача 3: Параллакс Альдебарана 0,05". Сколько времени свет от этой звезды идет до нас? {r=1/π, r=20пк=65,2 св.г

Новый материал. 
   В 720г И. Синь (683-727, Китай) в ходе углового изменения расстояния между 28 звездами, впервые высказывает догадку о перемещении звезд. Дж. Бруно также утверждал, что звезды движутся.
   В 1718г Э. Галлей (Англия) открывает Собственное движение звезд, исследуя и сравнивая каталоги Гиппарха (125г до НЭ) и Дж. Флемстида (1720г) установил, что за 1900 лет некоторые звезды переместились: Сириус (α Б.Пса) сместившийся к югу почти на полтора диаметра Луны, Арктур (α Волопаса) на два диаметра Луны к югу и Альдебаран (α Тельца) сместившийся на 1/4 диаметра Луны к востоку. Впервые доказывает, что звезды - далекие Солнца. Первой звездой, у которой он в 1717г обнаружил собственное движение была Арктур (α Волопаса), находящуюся в 36,7 св.г.
   Итак, звезды движутся, т. е меняют со временем свои координаты. К концу 18 века измерено собственное движение 13 звезд, а В. Гершель в 1783г открыл , что наше Солнце также движется в пространстве.

 
Пусть m - угол, на который сместилась звезда за год (собственное движение - "/ год).
Из рисунка по теореме Пифагора υ= √(υr2τ2), где υr- лучевая скорость (по лучу зрения), а υτ- тангенциальная скорость (^ лучу зрения).
   Так как  r =a , то с учетом смещения m ® r.m =a.m/π; но r.m/ 1год=u , тогда подставляя числовые данные получим тангенциальную скорость υτ =4,74.m/π (форм. 43)
   Лучевую скорость υr определяют по эффекту Х. Доплера (1803-1853, Австрия) (радиальной (лучевой в астрономии) скорости), установившего в 1842г, что длина волны источника изменяется в зависимости от направления движения. Применимость эффекта к световым волнам была доказана в 1900 в лабораторных условиях  А. А. Белопольским. υr =?λ.с/λо.
Приближение источника - смещается к Фиолетовому (знак "-").
Удаление источника - смещается к Красному (знак "+").
    Первым измерил лучевые скорости нескольких ярких звезд  в 1868г Уильям  Хеггинс (1824 - 1910, Англия).  С 1893г впервые в России Аристарх Аполлонович Белопольский (1854 - 1934) приступил к фотографированию звезд и проведя многочисленные точные измерения лучевых скоростей звезд (один из первых в мире взяв эффект Доплера на вооружение), изучая их спектры, определил лучевые скорости 220 ярких (2,5-4m) звезд.

    Самая быстро перемещающаяся по небу звезда ß Змееносца (летящая Барнарда, Звезда Барнарда, HIP 87937, открыта в 1916г Э. Барнард (1857-1923, США)), m=9,57mr=1,828 пк , m =10,31" , красный карлик. Существует у звезды спутник в М=1,5МЮпитера, или планетная система. У ß Змееносца  лучевая скорость=106,88км/с, пространственная (под углом 38°)=142км/с. После измерения собственных движений > 50000 звезд, выяснилось, что самая быстрая звезда неба в созвездии Голубя (m Col) имеет пространственную скорость=583км/с.
    На ряде обсерваторий мира, располагающих крупными телескопами, в том числе еще в СССР (на Крымской астрофизической обсерватории АН СССР), ведутся многолетние определения Лучевая скорость звёзд. Измерения Лучевая скорость звёзд в галактиках позволили обнаружить их вращение и определить кинематические характеристики вращения галактик, а также нашей Галактики. Периодические изменения Лучевой скорости некоторых звёзд позволяют обнаружить их движение по орбите в двойных и кратных системах, а когда определить их орбиты,  линейные размеры и расстояние до звезды.
Дополнение.
Двигаясь, звезда со временем меняет свои экваториальные координаты, поэтому собственное движение звезды можно по экваториальным координатам разложить на составляющие и получим m =(ma 2+ mδ2). Изменение же координат звезды за год в астрономии определяют по формулам:  Δα=3,07с+1,34сsinα.tanδ   и   Δδ=20,0".cosα
  III. Закрепление материала.
1. Пример №10 (стр. 135) - просмотреть
2.Самостоятельно: Из предыдущего урока для своей звезды найти пространственную скорость (взяв из таблицы XIII расстояние) и из данной таблицы m  и υr. Найти по ПКЗН и определить координаты звезды.
 

Звезда m υr Звезда m υr Звезда m υr Звезда m υr
Альдебаран 0,199 +54 Бетельгейзе 0,029 +21 Кастор 0,254 +5,2 Регул 0,249 +6
Альтаир 0,661 -26 Вега 0,350 -14 Поллукс 0,628 +3 Ригель 0,002 +21
Антарес 0,025 -3 Денеб 0,002 -4,5 Полярная 0,046 -17 Сириус 1,339 -8
Арктур 2,279 -5,3 Капелла 0,434 +30 Процион 1,258 -4,1 Спика 0,054 +1

      Решение: (последовательность) Так как υ= √(υr2τ2), сперва находим π=1/r, затем υτ =4,74.m, а только теперь находим υ= √(υr2τ2)
3. Самостоятельная работа №12
Итог:
1. Что такое собственное движение звезды?
2. Какую скорость мы называем пространственной, тангенциальной, лучевой? Как они находятся?
3. В чем заключается эффект Доплера?
4. Оценки.

Дома: §23, вопросы стр. 135

Урок оформила член кружка "Интернет-технологии" Леоненко Катя (11 кл), 2003 год.

«Планетарий»  410,05 мб Ресурс позволяет установить на компьютер учителя или учащегося полную версию инновационного учебно-методического комплекса "Планетарий". "Планетарий" -  подборка тематических статей - предназначены для использования учителями и учащимися на уроках физики, астрономии или естествознания в 10-11 классах.  При установке комплекса рекомендуется использовать только английские буквы в именах папок.
Демонстрационные материалы 13,08 мб Ресурс представляет собой демонстрационные материалы инновационного учебно-методического комплекса "Планетарий".
Планетарий 2,67 мб Данный ресурс представляет собой интерактивную модель "Планетарий", которая позволяет изучать звездное небо посредством работы с данной моделью. Для полноценного использования ресурса необходимо установить Java Plug-in
Урок Тема урока Разработки уроков в коллекции ЦОР Статистическая графика из ЦОР
Урок 23 Пространственная скорость звезд   Смещение звезд за 100 лет 158,9 кб
Измерение угловых смещений звезд 128,6 кб
Собственное движение звезды 128,3 кб
Компоненты собственного движения звезды 127,8 кб
Лучевая и тангенциальная скорости 127,4 кб