Дидактический. Практические работы

Практические работы

Данные практические работы выполняются учащимися самостоятельно в соответствии с консультацией учителя.

№ работы Тема Оборудование План - рекомендация

Пр №1

Изменение положения и времени захода (восхода) Солнца. Фотоаппарат, часы.
  1. В выбранном месте с ориентацией на окружающие предметы произвести фотографирование момента захода (восхода) Солнца и засечь время.
  2. Запомните точное положение этого места.
  3. Через неделю точно с этого же места проведите повторное фотографирование и засеките время.
  4. Оформите работу, включив обе фотографии и, сделайте вывод об изменении времени и места захода (восхода) Солнца.


Пр №2

Определение склонения звезды Теодолит (угломерный инструмент)
  1. Определите географическую широту места наблюдения (по Полярной).
  2. Выберите известную яркую звезду и определите ее высоту.
  3. Вычислите ее склонение из формулы высоты (широты) и сравните с табличным (таблица 10).
  4. Оформите работу и сделайте вывод.


Пр №3

Выяснение условий видимости планет Чертежные инструменты
  1. Нарисуйте орбиты четырех ближайших к Солнцу планет в М 1:30 млн.км. (Прил. 7)
  2. Используя данные таблиц гелиоцентрических долгот из ШАК, отметьте на орбите положение каждой планеты в октябре- декабре, проведя произвольный луч из центра и считая его направлением на точку весеннего равноденствия, а от него откладывайте на дугах соответствующие гелиоцентрические долготы против часовой стрелки.
  3. Направив линию Земля-Солнце на Солнце на данный момент наблюдения, выясните: какие планеты заходят позже Солнца (слева от направления - видны вечером), или раньше (справа – видны утром). Если угол более 15° (при меньшем навряд ли увидите), то планету следует искать на соответствующем расстоянии от него.
  4. Оформите работу и сделайте выводы. Ответьте на вопросы по датам прохождения планетами перигелия и афелия, противостояния и соединения, величин эксцентриситета, созвездия и так далее.


Пр №4

Определение расстояния до недоступного места Рулетка (10-20м), 2 шеста длиной до 2м, угломерный инструмент.
  1. Определите место в пределах видимости, до которого необходимо определить расстояние (например: ширину реки, озера).
  2. Вбейте шест и через определенное расстояние второй (это будет базис).
  3. Измерьте углы по направлению на определенный недосягаемый предмет (на той стороне реки, озера) от каждого из шестов в образованном треугольнике.
  4. Оформите работу и вычислите неизвестное расстояние при известных двух углах и стороне треугольника (например по теореме синусов).
  5. Каким образом этот способ используется для определения длины меридиана?


Пр №5

Неизвестная планета. Две фотографии наблюдаемой планеты на звездном небе в разное время в течение месяца. (или Ксерокопии).
  1. Используя карту звездного неба (ПКЗН) определите местоположение планеты (созвездие, возле какой яркой звезды).
  2. Оцените звездную величину, взяв значения для соседних звезд из Атласа звездного неба 2000.0 (2-е издание) или карты звездного неба.
  3. Используя известный масштаб, оцените угловое перемещение планеты в вычислите смещение в сутки.
  4. Оформите работу и сделайте вывод о том, какая это планета.


Пр №6

Солнечная активность Несколько фотографий Солнца в известном масштабе в одном цикле. (или ксерокопии).
  1. Определить диаметр солнечного пятна (или нескольких). Сравнить с размером Земли, Луны.
  2. Определить число Вольфа по фотографиям.
  3. Оформите работу и сделайте вывод (снижение или повышение активности Солнца).


Пр №7

Исследование изменения светимости звезды. Две фотографии (ксерокопии) одной новой звезды со шкалами звездных величин.
  1. По фотографиям, используя шкалы звездных величин определите звездную величину указанной звезды.
  2. Используя формулу логарифма отношения светимостей, вычислите во сколько раз уменьшилась светимость звезды за это время.
  3. Определите во сколько раз уменьшается светимость звезды в течение суток.
  4. Оформите работу со всеми расчетами.