Практические работы |
|
Данные практические работы выполняются учащимися самостоятельно в соответствии с консультацией учителя.
|
№ работы |
Тема |
Оборудование |
План - рекомендация |
Пр №1
|
Изменение положения и времени захода (восхода) Солнца. |
Фотоаппарат, часы. |
- В выбранном месте с ориентацией на окружающие предметы произвести фотографирование момента захода (восхода) Солнца и засечь время.
- Запомните точное положение этого места.
- Через неделю точно с этого же места проведите повторное фотографирование и засеките время.
- Оформите работу, включив обе фотографии и, сделайте вывод об изменении времени и места захода (восхода) Солнца.
|
|
Пр №2
|
Определение склонения звезды |
Теодолит (угломерный инструмент) |
- Определите географическую широту места наблюдения (по Полярной).
- Выберите известную яркую звезду и определите ее высоту.
- Вычислите ее склонение из формулы высоты (широты) и сравните с табличным (таблица 10).
- Оформите работу и сделайте вывод.
|
|
Пр №3
|
Выяснение условий видимости планет |
Чертежные инструменты |
- Нарисуйте орбиты четырех ближайших к Солнцу планет в М 1:30 млн.км. (Прил. 7)
- Используя данные таблиц гелиоцентрических долгот из ШАК, отметьте на орбите положение каждой планеты в октябре- декабре, проведя произвольный луч из центра и считая его направлением на точку весеннего равноденствия, а от него откладывайте на дугах соответствующие гелиоцентрические долготы против часовой стрелки.
- Направив линию Земля-Солнце на Солнце на данный момент наблюдения, выясните: какие планеты заходят позже Солнца (слева от направления - видны вечером), или раньше (справа – видны утром). Если угол более 15° (при меньшем навряд ли увидите), то планету следует искать на соответствующем расстоянии от него.
- Оформите работу и сделайте выводы. Ответьте на вопросы по датам прохождения планетами перигелия и афелия, противостояния и соединения, величин эксцентриситета, созвездия и так далее.
|
|
Пр №4
|
Определение расстояния до недоступного места |
Рулетка (10-20м), 2 шеста длиной до 2м, угломерный инструмент. |
- Определите место в пределах видимости, до которого необходимо определить расстояние (например: ширину реки, озера).
- Вбейте шест и через определенное расстояние второй (это будет базис).
- Измерьте углы по направлению на определенный недосягаемый предмет (на той стороне реки, озера) от каждого из шестов в образованном треугольнике.
- Оформите работу и вычислите неизвестное расстояние при известных двух углах и стороне треугольника (например по теореме синусов).
- Каким образом этот способ используется для определения длины меридиана?
|
|
Пр №5
|
Неизвестная планета. |
Две фотографии наблюдаемой планеты на звездном небе в разное время в течение месяца. (или Ксерокопии). |
- Используя карту звездного неба (ПКЗН) определите местоположение планеты (созвездие, возле какой яркой звезды).
- Оцените звездную величину, взяв значения для соседних звезд из Атласа звездного неба 2000.0 (2-е издание) или карты звездного неба.
- Используя известный масштаб, оцените угловое перемещение планеты в вычислите смещение в сутки.
- Оформите работу и сделайте вывод о том, какая это планета.
|
|
Пр №6
|
Солнечная активность |
Несколько фотографий Солнца в известном масштабе в одном цикле. (или ксерокопии). |
- Определить диаметр солнечного пятна (или нескольких). Сравнить с размером Земли, Луны.
- Определить число Вольфа по фотографиям.
- Оформите работу и сделайте вывод (снижение или повышение активности Солнца).
|
|
Пр №7
|
Исследование изменения светимости звезды. |
Две фотографии (ксерокопии) одной новой звезды со шкалами звездных величин. |
- По фотографиям, используя шкалы звездных величин определите звездную величину указанной звезды.
- Используя формулу логарифма отношения светимостей, вычислите во сколько раз уменьшилась светимость звезды за это время.
- Определите во сколько раз уменьшается светимость звезды в течение суток.
- Оформите работу со всеми расчетами.
|