Космонавтика. История. Программа освоения Луны в СССР

Программы освоения Луны в СССР

в Википедии Луна (космическая программа)


     В СССР было разработано несколько проектов пилотируемых космических комплексов для облета и высадки человека на Луну и проекты лунных баз. Основными из них являются проекты 7К-9К-11К, УР500К-Л1 (Л1, облет Луны) и "Н1-Л3" (посадка на Луну), выполненные под руководством С.П. Королева и проекты УР500-ЛК1 (облет Луны) и УР700-ЛК700 (посадка на Луну), которые выполнялись под руководством В.Н.Челомея. Важные работы для лунных экспедиций и лунных баз были проведены в рамках проектов тяжелого межпланетного корабля (ТМК «Звезда») и наземного экспериментального комплекса (НЭК). В НЭК на Филиал ЛИИ были возложены обязанности головного предприятия по созданию пультов всех отсеков, телевизионной системы и контура ручного управления системами НЭК. Научно-технические заделы по этим работам использовались при создании систем отображения информации комплекса "Н1-Л3".
     В таблице представлены основные этапы отечественных программ, связанных с освоением Луны.

20.03.1958

 Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке трехступенчатой ракеты на базе ракеты Р-7 и лунной станции для полетов к Луне

1960

 Принято решение о разработке в КБ С.П. Королева РН "Н-1" для вывода на околоземную орбиту 40-50 тонн полезной нагрузки и "Н-2" с грузоподъемностью 60-80 тонн. Первая РН должна быть была готова в 1963г, а вторую предполагалось разработать в период 1963-1967гг.
25.05.1961  Выступление Кеннеди на совместном заседании Сената и Палаты представителей США, в которой он обосновал необходимость осуществления пилотируемого полета на Луну.
05.1961  Не без участия Н.С. Хрущева было решено осуществить программу пилотируемого облета Луны. Работы по созданию соответствующей РН "УР-500" (позже названной "Протон") и космическому кораблю были поручены ОКБ, руководимому В.Н. Челомеем. Создание "Н-1" переносится на 1965г, а работы по  "Н-2" ограничиваются выпуском эскизного проекта в 1965г. С.П. Королев предложил для облета Луны использовать РН "Н-1", но понимания в этом вопросе не получил.
16.04.1962 Постановление ЦК КПСС и СМ СССР "О разработке комплекса "Союз" для пилотируемого облета Луны".
07.1962 Экспертная комиссия под руководством М.В. Келдыша рассмотрела и одобрила проект создания "Н-1". 
09.1962  Принято руководством СССР постановление о разработке РН "Н-1". Срок начала летных испытаний - 1965г.
24.12.1962 С.П. Королев утвердил эскизный проект по комплексу "Союз" для облета Луны с экипажем из 2-х человек.
1962-1963 Проведение исследований по проблеме сближения кораблей на орбите.
08.03.1964 Постановление ЦК КПСС и СМ СССР "О работах по исследованию Луны и  космического пространства" в развитии работ по РН "Н-1" и лунной системе Л-3.
03.08.1964 Утверждение в ОКБ-52 В.Н. Челомея аванпроекта корабля ЛК-1 для облета Луны одним космонавтом по петлеобразной траектории.
1964 Разработаны проекты тяжелых ракет "Р-56" конструкции М.К. Янгеля, "УР-700" конструкции В.Н. Челомея и "Н-1" конструкции С.П. Королева. Выбран был проект РН "Н-1".
25.12.1964 Разработан предэскизный проект комплекса "Н1-Л3".
1964 С.П. Королев, стремясь объединить программу облета Луны с программой полета на Луну "Н1-Л3", предложил использовать для облета Луны ракетные блоки Б, В, Г РН "Н-1", а также лунный орбитальный корабль. Однако предложение не было принято.
1965 С.П. Королев предложил использовать на разрабатываемой  В.Н. Челомеем "УР-500" ракетный блок Д с РН "Н-1", а в качестве корабля - лунный орбитальный корабль с ракетного комплекса "Л-3". Предложение было принято и в конце 1965г появилась программа облета Луны "УР-500К"-"Л-1".
23.10.1965 Постановление ЦК КПСС и СМ СССР "О сосредоточении сил конструкторских организаций промышленности на создание комплекса ракетно-технических средств для пилотируемого облета Луны".
13.12.1965 Утверждение в ОКБ-1 исходных данных на комплекс "Л-1".
12.1965 Председателем Совета по проблемам освоения Луны назначен академик М.В. Келдыш.
09.1966 Экспертная комиссия под руководством М.В. Келдыша одобрила эскизный проект лунного корабля "Л-3". Утверждается конкретный план-график разработки и изготовления  "Л-3".
16.11.1966 Проект УР-700-ЛК700 представлен комиссии возглавляемой М.В. Келдыш как альтернативная проекту "Н1-Л3".
04.02.1967 Постановление ЦК КПСС и СМ СССР по комплексу "Н1-Л3", уточняющее сроки изготовления, начало летных испытаний в третьем квартале 1967г и осуществление экспедиций в третьем квартале 1968г.
10.03.1967 ЛКИ корабля 7К-Л1 (Космос-146). Из-за неполадок в системе управления была изменена орбита и корабль нештатно вошел в атмосферу.
08.04.1967 Космос-154. Программа не выполнена. Корабль остался на орбите ИСЗ.
28.09.1967 Первый штатный корабль 7К-Л1 №4. Полет неудачен. Отказ РН "УР-500К".
22.11.1967 7К-Л1 №5. Полет неудачен. Отказ РН.
02.03.1968 7К-Л1 №6 ("Зонд-4"). Облет Луны не состоялся. При посадке был подорван по команде с Земли.
23.04.1968 7К-Л1 №7. Полет неудачен. Отказ РН.
21.07.1968 7К-Л1 №8. Корабль получил повреждение при подготовке к старту и был снят с летных испытаний.
15.09.1968 7К-Л1 №9 ("Зонд-5"). Облетел Луну и нештатно возвратился на Землю, приводнившись в океане.
10.11.1968 7К-Л1 №12 ("Зонд-6"). Облетел Луну и нештатно возвратился на Землю. Из-за преждевременного отстрела парашюта СА разбился, но черепахи остались живы. 
11.1968 Переносятся сроки начала летных испытаний "Н1" на третий квартал 1968г, а сроки экспедиции на Луну остались те же.
08.02.1969 РН "УР-500К" с беспилотным кораблем Л1 была подорвана на участке выведения.
21.02.1969 Первый запуск РН "Н-1". В хвостовом отсеке возник пожар и ракета была взорвана. Система аварийного спасения спасла спускаемый аппарат.
03.07.1969 Второй запуск РН "Н-1". В результате отказа через 23с РН рухнула на стартовый комплекс. Система аварийного спасения спасла спускаемый аппарат.
20.10.1970 7К-Л1 №14 ("Зонд-8"). Облетел Луну и возвратился на Землю по баллистической траектории. Последний корабль по программе "Л-1". Два оставшиеся корабля "Л-1" в пилотируемом варианте остались неиспользованными.
24.11.1970 Космос-379. Первые испытания лунного посадочного модуля Т2К на околоземной орбите. Модуль совершил на орбите ряд маневров, имитирующих спуск к Луне и подъем с лунной поверхности, а также маневрирование, подобное тому, что проводится при сближении и стыковке с основным кораблем. Испытания прошли успешно. Модуль сгорел в атмосфере 21 сентября 1983 года.
02.12.1970 Космос-382. Испытание разгонного блока для лунной экспедиции. Полезная нагрузка - модифицированный лунный корабль "Луна-7К-Л1Е". На околоземной орбите выполнено ряд маневров, имитирующих разгон к Луне и  выход на окололунную орбиту.
26.02.1971  Космос-398. Испытания лунного посадочного модуля Т2К на околоземной орбите. Программа полета аналогична программе полета Космос-379. Официальная часть полета - исследование верхних слоев атмосферы и космического пространства.
26.06.1971 Третий пуск Н-1. Ракета подверглась доработкам. Полезной нагрузкой служили макеты ЛОК и ЛК. Весь полет все 30 двигателей первой ступени работали устойчиво, но из-за неучтенных газодинамических процессов возникло вращение и затем разрушение ракеты. На 51 секунде двигатели были выключены и ракета подорвана по команде с Земли.
12.08.1971 Космос-434. Последние испытания лунного посадочного модуля Т2К на околоземной орбите.
23.11.1972 Четвертый пуск Н-1. Полезной нагрузкой служил ЛОК. До 107 секунды полет проходил нормально. Для уменьшения ускорения были выключены шесть центральных двигателей, после чего взорвался двигатель №4 и первая ступень начала разрушаться. Ракета была подорвана по команде с Земли. Причина аварии не ясна.
15.05.1974 Принято решение о прекращении работ по лунной программе "Н1-Л3".
24.06.1974 Работы по программе "Н1-Л3" прекращены.

     В борьбе за мировое лидерство в освоении космического пространства Лунная программа несколько раз менялась. Так, одной из первых была принята программа 7К-9К-11К. Эта программа базировалась на использовании достижений ракетостроения предыдущих программ. Наиболее сложной в ней была задача обеспечения надежности выведения на ОИСЗ составных частей комплекса и их сборка на орбите.
     В августе 1964 года руководство страны рассмотрело вопрос об экспедиции на Луну в ЦК КПСС и Совете Министров СССР. В принятом постановлении "О работах по исследованию Луны и космического пространства" высадка советского космонавта на поверхность Луны в 1967-68 г., т.е. раньше американцев, стала главной задачей советской пилотируемой программы. Проект 7К-9К-11К поддержки не получил и осуществление программы облета Луны было поручено В.Н.Челомею, который представил проект «УР500К-ЛК1». Разработка кораблей 9К и 11К была прекращена, а корабль 7К был переориентирован на орбитальные полеты и получил индекс 7К-ОК.
    Во второй половине 1965г в правительстве СССР сформировалось мнение, что В.Н.Челомей с проектом "УР500К-ЛК1", несмотря на очевидные его достоинства, не сможет обеспечить приоритет СССР в пилотируемом облете Луны. Создание облетного корабля было поручено ОКБ-1 под руководством С.П.Королева. При этом для ускорения работ предусматривалось использование РН "УР500К" В.Н. Челомея с добавлением к ней разгонного блока "Д" в качестве четвертой ступени С.П. Королева. Новый проект, названный "УР500К-Л1", С.П.Королев представил 15 декабря 1965г. Он был утвержден и стал основной Лунной облетной программой СССР.
     Необходимо отметить, что в 1965-1966 годах прорабатывался иной вариант пилотируемого облета Луны. До завершения отработки РН УР500К предлагалось корабль 7К-Л1 с помощью этой ракеты выводить на орбиту Земли в беспилотном режиме. В этом случае экипаж должен был стартовать на орбиту на ракете "Союз" в корабле 7К-ОК с активным стыковочным узлом. После стыковки кораблей космонавты должны были перейти в скафандрах из бытового отсека 7К-ОК в спускаемый аппарат 7К-Л1 через открытый космос и тоннель в опорном конусе САС. После этого корабль 7К-ОК отделялся, а комплекс Л1 стартовал к Луне.
     Для обеспечения посадки на Луну основной стала программа "Н1-Л3" С.П. Королева, а не УР700-ЛК700 В.Н. Челомея. По мнению некоторых исследователей программа УР700-ЛК700 была более реалистичной, так как опиралась на отработанные технологии в то время, как программа Н1-Л3 для своей реализации требовала мобилизации научно-технического и производственного потенциала всей России. Частично это мнение подтверждается тем, что РН УР500, она же «Протон», из этой же серии стала самой надежной РН в мире.
     После закрытия программы "Н1-Л3" НПО "Энергия" были предложены лунные проекты Н1-Л3М и Н1Ф-Л3М (1970 – 1974), «Вулкан-ЛЭК» (1974 – 1976), "Энергия-ЛЭК " (1976 – 1978)

Проект 7К - 9К - 11К

   Комплекс состоял из кораблей 7К, 9К и 11К и должен был собираться на орбите Земли путем автоматической стыковки этих кораблей. Сначала на околоземную орбиту должен был выводиться корабль 9К (разгонный блок), затем к нему предстояло последовательно пристыковать три корабля 11К (танкер) с горючим и окислителем. После завершения заправки должен был стартовать корабль 7К с экипажем, который после стыковки с заправленным разгонным блоком образовывал облетный корабль. Если все пять запусков проходили успешно, и в четырех из них были выполнены стыковки, то собранный облетный корабль с экипажем на борту с помощью ЖРД разгонного блока 9К переводился бы на траекторию облета Луны.
В рамках этого проекта в ЛИИ под руководством С.Г. Даревского создавалась система отображения информации «Сириус-7К», ставшая в последующем базовой системой для кораблей "Союз-7К", "Союз-А8", "Союз-М" и ДОС "Салют" разработки РКК "Энергия". В дальнейшем на всех отечественных пилотируемых КА и ДОС нашли применение:
принципы матричного управления бортовыми системами,
пальчиковые ручки управления движением космического аппарата,
способы отображения информации на видеоконтрольном устройстве телевизионного типа,
методы совмещения телевизионной, текстовой и графической информации на одном экране,
конструкция каркаса пультов и приборных досок, кнопочные органы управления и способы их защиты от случайных включений.

 
    Модификации командно-сигнального устройства (КСУ), а также ряд приборов использовались во всех модификациях корабля "Союз-7К" и ДОС "Салют" НПО "Энергия", а также на станциях "Алмаз" генерального конструктора В.Н Челомея.

Программа "УР500К-Л1"

  Программа полета предусматривала следующие этапы показанные на рисунке 2а. Космический корабль "7К-Л1" (11Ф91,беспилотный - "Зонд") созданные на базе корабля 7К-ОК, с экипажем из двух космонавтов - командира и исследователя, выводится РН "Протон" и четвертой ступени-блока "Д" на промежуточную орбиту Земли. Примерно через час после старта сбрасывался опорный конус системы аварийного спасения, двигательная установка блока "Д" включалась повторно и корабль переводился на траекторию облета Луны. Затем блок "Д" отделялся. В зависимости от точности выведения на траекторию облета Луны предусматривались коррекции движения корабля. После облета Луны нужно было выполнить еще две коррекции движения для более точного входа в атмосферу Земли. После проведения последней коррекции корабль ориентировался, СА отделялся от ПАО, совершал два погружения в атмосферу, и приземлялся или приводнялся в заданном районе на парашюте с применением двигателей мягкой посадки. Весь полет вокруг Луны и возвращение на Землю космонавты должны были совершать в космическом корабле 7К-Л1.

 
   

     Спускаемый аппарат (СА) имел сегментально-коническую форму с усиленным теплозащитным экраном. Экран сбрасывался перед посадкой на Землю. В СА размещался пульт управления кораблем – ПСА-1-Ф91, бортовой вычислитель "Салют-3", система жизнеобеспечения, элементы систем терморегулирования и радиосвязи, парашютная система, оптический ориентатор, аккумуляторная батарея.  Космонавты на корабле 7К-Л1 должны были совершать полет в костюмах без спасательных скафандров.
    В ЛИИ для корабля 7К-Л1 под руководством С.Г. Даревского были созданы система отображения информации "Сатурн" (более низкого научно-технического уровня чем "Сириус-7К", но принцыпы нашли свое широкое применение на всех пилотируемых отечественных кораблях и станциях) и тренажер для подготовки космонавтов «ТДК-Ф91». По СОИ были завершены в полном объеме наземные автономные и комплексные испытания с положительными результатами, испытания на стендах заказчика, в составе тренажеров, на штатных изделиях Л1. Обеспечено изготовление и поставка тепловых, объемно-смотровых, габаритно-массовых макетов пультов. По результатам всех видов испытаний в соответствии с установленным в ракетно-космической отрасли порядке было выдано заключение о допуске к пилотируемому полету. Тренажер ТДК-Ф91 также был введен в эксплуатацию, и на нем прошли в полном объеме подготовку к полету ряд экипажей.

Проект УР500К-ЛК

   В.Н.Челомей - Главный конструктор ОКБ-52, предлагал свой проект: облет Луны по петлеобразной траектории кораблем ЛК. Причем корабль должен был выводиться на околоземную орбиту и переводиться на траекторию полета к Луне ракетой "Протон" (УР500К) и специальным разгонным блоком, разработанными в том же ОКБ.
    Корабль ЛК должен был состоять из разгонного блока с ЖРД, приборно-агрегатного отсека (ПАО) и возвращаемого аппарата (ВА) конусовидной формы, слегка напоминающей КК США "Джемини". Предполагалось, что корабль будет оснащаться солнечными батареями, раскрывающимися после выхода на орбиту Земли. Первоначально пилотировать корабль должен был один космонавт, позже удалось в той же кабине разместить второго космонавта. Спасение космонавтов на этапе выведения предусматривалось вместе с ВА, который уводился от аварийной РН с помощью твердотопливной аварийной двигательной установки (АДУ) и совершал парашютную посадку по штатной программе. Аванпроект корабля ЛК-1 для облета Луны одним космонавтом по петлеобразной траектории был утвержден Генеральный конструктором ОКБ-52 В.Н.Челомеем 3 августа 1964г.

Проект Н1-Л3

    Начало работам по комплексу Н1 положило Постановление Правительства от 23 июня 1960 года "О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 гг."
    Постановлением Правительства от 3 августа 1964 года впервые было определено, что важнейшей задачей в исследовании космического пространства с помощью ракеты-носителя Н1 является освоение Луны с высадкой экспедиции на ее поверхность и последующим возвращением ее на Землю. Ракетный комплекс в составе РН Н1 и лунной системы Л3 с экипажем 2 человека с посадкой на Луну одного человека, получил обозначение Н1-Л3. РН состоит из трех ступеней (блоки А, Б, В), которые соединены между собой переходными отсеками ферменного типа, и головного блока. Схема и состав комплекса Л3 и его составных частей показаны на рис 5.

     ЛОК представлял собой изделие, уже имевшее прототип в виде корабля «Союз-7К». ЛОК состоит из спускаемого аппарата (СА), бытового отсека (БО), на котором был расположен специальный отсек с двигателями ориентации и причаливания и агрегатом системы стыковки, приборно-агрегатного (ПАО) и энергетического отсеков (ПЭО), в которых размещались ракетный блок И и агрегаты системы энергопитания на кислородно-водородных топливных элементах. Бытовой отсек служил одновременно шлюзовой камерой при переходе космонавтов в лунный корабль через открытый космос.
   Лунный корабль аналогов не имел. Он состоит из герметичной кабины космонавта, отсека с двигателями ориентации с пассивным агрегатом стыковки, приборного отсека, лунного посадочного агрегата (ЛПА) и ракетного блока Е. Система управления строилась на базе БЦВМ и имеет ручную систему управления, позволяющую космонавту самостоятельно выбирать место посадки визуально через специальный иллюминатор. Лунное посадочное устройство – четырех опорная конструкция с сотовыми поглотителями остаточной вертикальной скорости посадки.
Укрупнено схема полета выглядит следующим образом:

  • вывод системы Л3 ракетой-носителем Н1 на орбиту ИСЗ (время пребывания на орбите ИСЗ до 1 суток);
  • разгон системы Л3 блоком Г на траекторию полета Земля-Луна (блок Г работает до полной выработки топлива);
  • доразгон системы Л3 блоком Д до заданной скорости, проведение двух коррекций и переход системы Л3 (блок Д-ЛК-ЛОК) на орбиту искусственного спутника Луны; время полета к Луне 3,5 суток, пребывания на орбите ИСЛ - до 4 суток;
  • перевод системы Л3 с помощью блока Д с круговой на эллиптическую орбиту, ее ориентация и юстировка;
  • переход одного космонавта в ЛК из ЛОК;
  • отделение лунной посадочной системы (блок Д и ЛК) от ЛОК;
  • разворот и торможение ЛК блоком Д;
  • отделение блока Д и его увод;
  • торможение с помощью блока Е, маневр, юстировка и посадка ЛК на Луну;
  • работа на Луне от 6 до 24 ч;
  • взлет ЛК с Луны с помощью блока Е и выход на орбиту искусственного спутника Луны,
  • стыковка ЛОК (активный) с ЛК (пассивный) на орбите ИСЛ (время пребывания на орбите ИСЛ до 1 суток);
  • переход космонавта из ЛК в ЛОК,
  • отсоединение ЛК от ЛОК-а,
  • разгон ЛОК с помощью блока И по траектории Луна-Земля, проведение коррекций (время полета к Земле 3,5 суток);
  • отделение СА, вход в плотные слои атмосферы Земли со второй космической скоростью, планирующий спуск и посадка на территории СССР.

    Общее время экспедиции 11-12 суток.
    Были определены сроки начала летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) - 1966 год, экспедиции - 1967-1968 годы. Испытания ЛОК и ЛК прошли с положительными результатами и они были допущены к летно-конструкторским испытаниям (ЛКИ).
   В рамках проекта Н1-Л3 в ЛИИ под руководством главного конструктора С.Г. Даревского были созданы системы отображения информации "Уран" и "Орион" для ЛОК и "Луч" для ЛК и тренажеры для подготовки космонавтов «ТДК-Ф93» и «ТДК-Ф94».


  

    В части СОИ в ЛИИ были завершены в полном объеме наземные автономные и комплексные испытания в соответствии с требованиями положения, принятому в ракетно-космической отрасли, и выдано заключение о допуске к летным испытаниям, обеспечены поставки тепловых, объемно-смотровых и габаритно-массовых макетов и штатных систем на все модификации ЛОК и ЛК и их отработка на заводе заказчика и на Байконуре.

Проект УР700-ЛК700

Проект предусматривал прямую посадку корабля на Луну без каких-либо промежуточных операций стыковки на ОИСЛ. Комплекс УР700-ЛК700 предлагался в составе тяжёлой РН УР700 и лунного корабля ЛК700 (см.рис.18). В РН в качестве горючего/окислителя использовались долго хранимые компоненты. РН должна была строиться с использованием уже отработанных технологий.


   

    ЛК-700 состоял из нескольких частей. Первая часть - это разгонный блок, который обеспечивал выведение всего комплекса к Луне. Вторая часть обеспечивала торможение у Луны, обеспечивая практически нулевую скорость на высоте нескольких км над Луной. Масса тормозной части составляла 37,5 т. Третья часть представляла собой непосредственно посадочный аппарат, который садился на поверхность. В rачестве опор использовалось шесть длинных своеобразных лыж. Это позволяло садиться с высокими вертикальными (до 5 м/с) и горизонтальными скоростями (до 2 м/с) на поверхность наклоном до 15о. После контакта с Луной посадочный модуль выравнивался: в каждой опоре имелся электродвигатель, которые и обеспечивали нужное выравнивание.
    Ракета могла собираться на космодроме из частей, доставляемых по железной дороге (в отличие от Н1, собираемой на Байконуре). Экипаж состоял бы из двух космонавтов с последующим увеличением до 3 человек. В проекте УР700 стыковка исключалась в отличие от проекта "Н1-Л3", что уменьшало количество ошибок.
   Космический аппарат ЛК700 выводился на траекторию прямого попадания в нужную точку нашего спутника, и без каких-либо сложных операций совершал посадку. Такая схема менее эффективна, но зато была более простой, и, следовательно, надёжной. Имелись и другие достоинства этого проекта. В частности можно было садиться практически в любую точку видимого диска Луны (точнее на 88% лунной поверхности), в отличие от проектов с использованием лунных орбитальных аппаратов, которые накладывали ограничения на выбор места посадки наклонением своей орбиты.
   Планировалось осуществить пять полётов УР700-ЛК700 из них последние три пилотируемые. Предполагалось, что при начале финансирования в 1968г первый пилотируемый полёт мог бы быть выполнен в 1973 году.
   Проект УР700-ЛК700 был представлен 16 ноября 1966 года комиссии, возглавляемой Келдышем, как альтернатива проекту "Н1-Л3", но он не был принят для реализации, так как еще недостаточно было выполнено по нему работ. В качестве основного был принят проект Н1-Л3.

Проекты Н1-Л3М и Н1Ф-Л3М (1970 – 1974г.г.), «Вулкан-ЛЭК» (1974 – 1976), "Энергия-ЛЭК " (1976 – 1978)


 

    ЦКБЭМ (ОКБ-1) был представлен проект "Н1-Л3М", который был утвержден Советом главных конструкторов. В соответствии с этим проектом лунная экспедиция могла состояться в конце 1970-х годов, но 15 мая 1974г было принято решение о приостановке работ по проекту, а в 1976г программа высадки на Луну была закрыта совсем.
    СОКБ ЛИИ приняло участие в разработке пультов для лунохода и для скафандра. Работы же по СОИ не были привязаны к конкретному изделию. В обеспечение этих работ в СОКБ был сформирован значительный научно-технический задел, основанный на работах по программам ТМК «Звезда» по заказу ОКБ-1, НЭК для ИМБП, МКБС (многоцелевая космическая базовая станция), НИР «Ратуша» совместно с ВИКИ им. Можайского, НИР «Унификация» и др.
    В рамках проекта ТМК (1961-1964гг) были апробированы практически все возможные на тот период технологии и методы отображения больших объемов аналоговой информации. В частности в экспериментальной СОИ, поставленной ОКБ-1, впервые апробирована электролюминесценция для решения задачи отображения сигнальной, цифровой и аналоговой информации, средства отображения информации на основе ЭЛТ и газоразрядных индикаторов, речевые информационные системы. Для создания комфортных условий полета в длительной экспедиции отрабатывалась цветомузыкальная система и многое другое. Совместно с заводом «Звезда» был проведен комплекс инженерно-психологических исследований по обоснованию требований к органам управления при работе космонавтов в скафандре при различных давлениях в нем.
   Научно-технические достижения в области СОИ, полученные в рамках лунных программ нашли свое продолжение в системах отображения кораблей «Союз» всех модификаций, ДОС "Салют" и "МИР", ОПС "Алмаз", ВКС "Буран". Однако следует отметить, что эти результаты могли бы быть получены и другим менее затратным путем. С позиций сегодняшнего дня работы по пилотируемым Лунным программам в том виде, как они реализовывались в конкурентной борьбе нескольких генеральных конструкторов внутри одной страны и с США оказались преждевременными, ненужными и весьма дорогостоящими. Политики не имели права допускать такого расточительства народных средств при том уровне жизни, какой был тогда и имеется сейчас.