|
Космонавтика. Справочный. Космодромы России. Байконур
ВТ, 02/08/2011 - 21:17 — mav
|
45°57′ северной широты 63°18′ восточной долготы.
Республика Казахстан, Кзыл-Ординская область, г. Байконур
Площадь (без учета полей падения) 6717 кв. км.
|
Научно-исследовательский испытательный полигон НИИП-5 |
|
За период с 1957 года по 15 августа 2003г, после первых космических стартов, на Байконуре были испытаны несколько поколений жидкостных МБР, ставших основой РВСН, а также 15 типов новых ракет-носителей, среди которых: "Восток", "Восход", "Молния", "Союз", "Циклон", "Протон", "Н-1", "Зенит", "Энергия", "Рокот" и их модификации.
С апреля 1961 года, когда отсюда стартовал в космос Ю. А. Гагарин, космодром дал путевку на орбиту почти 100 нашим соотечественникам и более 40 зарубежным космонавтам.
За всю историю существования "Байконура" с его площадок стартовало 1210 ракет-носителей, успешно выведено на орбиту более 1200 космических аппарата различного назначения, проведено около 1200 пусков межконтинентальных баллистических ракет. Здесь испытано около 40 основных типов ракет, более 80 модификаций космических аппаратов.
В настоящее время "Байконур", имеет возможность проводить пуски ракет-носителей: "Союз-У", и "Союз-ФГ", "Молния-М", "Циклон-2", "Протон-К" и "Протон-М", "Зенит", а также конверсионный "Днепр".
В эксплуатации на космодроме находятся девять стартовых комплексов с 15 пусковыми установками, 34 технических комплекса подготовки ракет и космических аппаратов.
Космодромом производится в среднем около 50 % всех запусков космических аппаратов России, а по суммарной массе выводимых полезных нагрузок — более 80 %, в том числе 100 % запусков на геостационарную орбиту.
|
|
Вдохновители и организаторы создания Байконура |
|
|
Исторические даты подробно |
12.02.1955 |
Постановление Совета Министров СССР о создании полигона по испытаниям межконтинентальной баллистической ракеты и запуску искусственных спутников Земли. |
12.01.1955 |
Прибытие на станцию Тюра-Там первого подразделения военных строителей во главе с лейтенантом Игорем Николаевичем Денежкиным для подготовки мест под размещение строительных отрядов. |
02.06.1955 |
Директивой Генштаба ВС определялась оргштатная структура полигона. |
04.10.1957 |
22 ч. 28 мин. — Начало космической эры. Дата запуска в СССР первого в мире ИСЗ. |
03.08.1960 |
Приказом министра обороны СССР № 00105 день 2 июня определен как День основания полигона. Он отмечается ежегодно как праздник соединения и частей, входивших в его состав. |
12.04.1961 |
09 ч. 07 мин. — Вторая важнейшая дата космической эры. День первого космического полета человека - Ю.А. Гагарина Начало эпохи непосредственного проникновения человека в космос. |
|
Награды |
- Орден Красной Звезды - указ Президиума ВС СССР от 29.07.1960.
- Орден Ленина - указ Президиума ВС СССР от 08.05.1965.
- Орден Октябрьской Революции — указ Президиума ВС СССР от 15.01.1971.
|
|
Командование космодрома Байконур в первые годы |
- Начальник космодрома А.И. Нестеренко (1955-1958 гг.);
- начальник политотдела Н.М. Прошляцов (1955-1956 гг.), В.И. Ильюшенко (1956—1959 гг.);
- начальник штаба А.С. Буцкий. (1955-1956 гг.); А.Г. Карась (1956-1957 гг.), К.В. Герчик (1957-1958 гг.);
- заместитель начальника космодрома по опытно-испытательным работам А.И. Носов (1955—1960 гг.);
- заместитель начальника космодрома по измерениям и НИР А.А. Васильев (1955—1959 гг.);
- главный инженер космодрома А.П. Метелкин (1955—1958 гг.), его сменил К.В. Свирин (1958-1968 гг.);
- заместитель начальника космодрома по тылу В.А. Лебедев (1955—1957 гг.), его сменил И.К. Кругляк (1957—1962 гг.);
- заместитель начальника космодрома по режиму НД. Силин (1955—1958 гг.), его сменил А.Е. Иващенко (1958—1962 гг.);
- начальник медицинской службы Ф.С. Вишневский (1955—1960 гг.).
|
|
Руководство и управление летно-конструкторскими испытаниями осуществляла Госкомиссия. Основным принципом ее деятельности было равноправное представительство и коллегиальность принимаемых решений представителями промышленности и министерства обороны (МО). В компетенцию ГК входила координация действий и работ всех организаций и учреждений Советского Союза, привлекаемых к проведению и обеспечению испытаний, принятие решения на пуск ракеты, утверждение плана-графика работ по испытаниям, полетного задания (ПЗ), испытательно-стартового расчета (в обиходе — стартовой команды), оценка и утверждение результатов испытаний на технической и стартовой позициях и др. |
Состав Государственной Комиссии (ГК): |
- В.М. Рябиков — председатель ГК. Он являлся председателем спецкомитета при Совмине СССР ( впоследствии им стал министр оборонной промышленности К.Н. Руднев);
- С.П. Королев — технический руководитель испытаний, главный конструктор.
|
Члены комиссии:
|
- М.И. Неделин — заместитель Министра обороны СССР, маршал артиллерии (с 1959 г. — главный маршал артиллерии);
- Г.Н. Пашков — заместитель председателя комиссии по военно-промышленным вопросам при Совмине СССР;
- В.П. Глушко — главный конструктор двигательных установок;
- Н.А. Пилюгин — главный конструктор автономной системы управления;
- В.И. Кузнецов — главный конструктор командных приборов;
- М.С. Рязанский — главный конструктор системы радиоуправления;
- В.П. Бармин — главный конструктор наземного испытательного комплекса и системы;
- А.Г. Мрыкин — заместитель начальника Главного управления ракетного вооружения, генерал-майор-инженер (с 1960 г. — генерал-лейтенант-инженер) ;
- И.Г. Булычев — заместитель начальника войск связи МО, генерал-полковник;
- С.П. Шишкин — главный конструктор по конструкции специзделия, генерал-майор авиации;
- А.И. Нестеренко — первый начальник космодрома, генерал-лейтенант артиллерии;
- А.А. Максимов — секретарь ГК, полковник-инженер.
|
В работе ГК постоянно участвовали академики М.В. Келдыш и А.Ю. Ишлинский, не являясь членами ГК. Их помощь в работе как представителей АН СССР была существенной. |
|
История "Байконура" (до 2001г) |
2 февраля 1955г Совет Министров СССР принял Постановление о создании Научно-исследовательского испытательного полигона № 5, получившего впоследствии открытое наименование космодром Байконур. Однако датой основания космодрома считают 2 июня 1955г, когда директивой Генерального штаба была определена организационно-штатная структура полигона.
Строительство нового полигона велось ударными темпами. Достаточно сказать, что только для создания канала, отводящего пламя во время старта Р-7, потребовалось вынуть один миллион кубометров грунта. Резко континентальный климат: жаркое лето (более 40°С) и холодная зима (ниже -30°С) - усиливал все трудности. Военные строители жили и работали в тяжелейших условиях. Руководил строительством - опытный военный строитель полковник, а затем генерал Георгий Шубников (1903-1965, генерал-полковник, руководитель строительства первого в мире космодрома. Последние 10 лет своей жизни Шубников руководил реконструкцией космодромов. Георгий Шубников умер от инсульта в Москве 31 июля 1965 года). К концу 1955 года в состав полигона входило 26 частей и отдельных подразделений. Первыми были сформированы автомобильный батальон, авиационное звено, рота охраны и военный госпиталь. Из Белокоровичей на полигон прибыл дивизион бригады Резерва Верховного Главнокомандования. Начальником 5-го НИИП был назначен генерал-лейтенант артиллерии А. И. Нестеренко. Общая численность работавших на полигоне в конце 1955 года составила 1900 военнослужащих и 664 рабочих и служащих. 5 мая 1957г специальной комиссии был подписан приемочный акт по принятию первого стартового комплекса полигона (стартовой (площадка 1) и технической (площадка 2)), а 6 мая первую ракету Р-7 уже установили на этом комплексе, что позволило приступить к испытаниям первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7. При первом пуске ракета пролетела 400 км. Пуск оказался неудачным из-за возникшего пожара в хвостовом отсеке. Первый и также неудачный пуск МБР «Атлас» в США состоялся в июне 1957 года. 21 августа 1957г пуск был успешным и ракета Р-7 доставила головную часть в район Камчатки. 4 октября 1957г положено начало космической эры. 4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут 34 секунды по московскому времени (5 октября в 00 часов 28 минут 34 секунды по байконурскому времени) со стартовой площадки № 1 5-го НИИП ракетой Р-7 выведен на околоземную орбиту первый в мире искусственный спутник Земли (ИСЗ). Вес спутника составил 83,6 кг. Так был начат отсчет космической эры. Первый ИСЗ просуществовал в космосе 92 суток, совершил 1400 оборотов вокруг Земли и прошел при этом путь протяженностью около 60 000 000 км. Вскоре, 3 ноября 1957г, в космос стартовал второй ИСЗ с собакой Лайкой, а 15 мая 1958г был запущен третий ИСЗ. В результате дальнейшей творческой работы ученых, конструкторов и инженеров была создана многоступенчатая ракета, последняя ступень которой смогла развить вторую космическую скорость. С помощью новой ракеты в космос были отправлены первые автоматические межпланетные станции серии «Луна» и «Венера». 12 апреля 1961г с первой стартовой площадки космодрома был запущен космический корабль «Восток» с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным. Вслед за Гагариным в космос отправились другие космонавты, сначала на кораблях «Восток», затем на космических кораблях «Восход» и «Союз».
В декабре 1958г на космодроме были развернуты работы по строительству нового стартового комплекса и монтажно-испытательного корпуса на площадке 31. Первый пуск МБР Р-7 с новой площадки состоялся 14 января 1961г. Он подтвердил готовность комплекса к выполнению возложенных на него задач и был принят в эксплуатацию. С площадки 31 были запущены космические аппараты «Метеор», «Молния», «Прогноз», «Ресурс-0», «ИРС-1», спутники серии «Космос», космические корабли «Союз» и «Союз Т».
В 1964г на Байконуре приступили к строительству монтажно-испытательного корпуса для сверхтяжелой ракеты Н-1. Ракета предназначалась для запуска пилотируемых космических кораблей на Луну. Первый пуск Н-1 состоялся 21 февраля 1969г, он оказался неудачным. После четырех неудачных испытательных пусков работы по Н-1 сначала были приостановлены, а затем прекращены.
16 июля 1965г состоялся первый пуск ракеты-носителя «Протон». Стартовые комплексы «Протона» размещены на площадках 81 и 200. С этих площадок отправлены на орбиту долговременные орбитальные станции «Салют», комплекс «Мир», межпланетные станции «Луна», «Венера», «Марс», «Вега», «Фобос», спутники связи и телевещания, космические аппараты глобальной навигационной системы «Глонасс», спутники серии «Космос».
Уникальные возможности орбитальных станций по исследованию околоземного космического пространства стали основой для международного сотрудничества. По программе «Интеркосмос» на орбитальных станциях работали космонавты 9 стран, кроме того, по отдельным программам в составе международных экипажей трудились представители США, Франции, Индии, Японии и других государств.
С освоением космоса развивалась и наземная инфраструктура космодрома. 27 октября 1967г с площадки 90 был произведен первый пуск ракеты-носителя «Циклон».
В начале 80-х годов на площадках 42 и 45 приступили к созданию ракетно-космического комплекса «Зенит». Первый пуск ракеты-носителя «Зенит» состоялся 13 апреля 1985г. Всего с площадки 45 проведено более 30 пусков. С помощью «Зенита» выводились на орбиту космические аппараты как военного, так и гражданского («Ресурс-01») назначения.
Важным периодом в развитии космодрома стала реализация программы создания многоразовой космической системы (МКС) «Энергия-Буран». Для ее выполнения была создана уникальная наземная инфраструктура на площадках 110, 112,112а, 250, 251 и 254.15 мая 1987г с универсального комплекса «стенд-старт», расположенного на площадке 250, произведен испытательный пуск ракеты-носителя «Энергия» с макетом космического корабля, а 15 ноября 1988г со стартового комплекса на площадке 110 осуществлен запуск МКС «Энергия-Буран». Оба пуска прошли успешно.
20 ноября 1998г с площадки 81 произведен запуск первого модуля Международной космической станции - функционального грузового блока «Заря».
1991-1993 - кризисный период космодрома после распада СССР. Количество космических запусков резко сократилось, целый ряд офицеров и работников промышленности, в сложившейся обстановке хаоса и неизвестности, предпочли со своими семьями уехать с космодрома на родину (в Россию, на Украину и т.д.) в поисках лучшей жизни. Неясен был и статус космодрома, поскольку он "оказался" на территории суверенного Казахстана, а фактически эксплуатацию Байконура осуществляла Россия. Последней каплей стала передача коммунальных служб города от военного ведомства местным казахстанским властям, у которых не было ни средств, ни персонала для эксплуатации обширного городского хозяйства. Всё это привело к большим бытовым проблемам в суровую морозную и снежную зиму 1993/1994 года: в жилых и служебных зданиях города и космодрома постоянно отключалась подача электроэнергии, а тепло- и водоснабжение работали с огромными перебоями; во многих квартирах города температура воздуха снижалась до нуля градусов.
В 1997г начата поэтапная передача объектов космодрома от Министерства Обороны РФ в ведение Российского космического агентства. К 2002 году подавляющее большинство объектов космодрома переданы гражданским предприятиям.
В конце 2004г было объявлено о планах создания на Байконуре ракетно-космического комплекса «Байтерек» (казах. Б?йтерек — тополь). С его помощью планируют совершать коммерческие запуски космических аппаратов с помощью проектируемой ракеты-носителя «Ангара». Эксплуатация ракетно-космического комплекса будет происходить на принципах равного участия России и Казахстана. Финансирование проекта лежит на казахской стороне, а Россия отвечает за разработку. Ожидаемое время завершения строительства — 2008г.
В сентябре 2004г назначен действующий Представитель Президента Республики Казахстан на космодроме «Байконур» Басекеев Адильбек Алимжанович.
В 2005г дислоцирующиеся на Байконуре космические войска приступили к завершающему этапу передачи эксплуатируемых ими объектов Федеральному космическому агентству (Роскосмос). К концу 2007 года космодром покинет последняя военно-космическая часть.
За полувековой период своего существования космодром Байконур стал крупнейшим в мире. С юга его территория была ограничена линией железной дороги Оренбург - Ташкент, а с севера железнодорожной магистралью Караганда - Акмолинск - Карталы. На западе территория примыкает к пескам Большие Барсуки и рекам Тургай и Ишим. Восточная часть ограничена веткой железной дороги Караганда-Джезказган и рекой Сары-Су.
Сейчас площадь космодром Байконур составляет 6717 км2, протяженность с севера на юг - 75 км, с запада на восток - 90 км. В составе наземной инфраструктуры космодрома 9 стартовых комплексов (15 пусковых установок), 11 монтажно-испытательных корпусов для сборки и проведения испытаний космических аппаратов, ракет-носителей и разгонных блоков, 3 заправочные станции для заправки космических аппаратов и разгонных блоков компонентами топлива и сжатыми газами, 2 аэродрома, измерительный комплекс. В настоящее время все объекты космодрома Байконур от Министерства обороны РФ переданы в ведение Российского авиационно-космического агентства. Уже сегодня большинство пусков ракет- носителей выполняют гражданские специалисты. В соответствии с Договором аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (подписан 20.12.1994), одобрен Советом Федерации РФ 07.10.1994) использование комплекса осуществляется РФ. Годовая стоимость аренды — $ 115 млн, в счёт оплаты поставляется Казахстану военная и другая техника. На поддержание инфраструктуры переводится ещё $50 млн. Это единственный космодром в распоряжении России, позволяющий осуществлять пилотируемые программы — другие национальные космодромы России для таких стартов не приспособлены. Срок аренды Байконура - 20 лет с возможным его дальнейшим продолжением. На территории Байконура проживает порядка 80 тыс. жителей, из них более половины - граждане Казахстана, остальные - России.
|
|
Измерительный комплекс |
Большой вклад в обеспечение успешного функционирования космодрома вносит измерительный комплекс. Его программно-аппаратные средства в реальном масштабе времени контролируют работу основных систем ракет-носителей и космических аппаратов на активном участке выведения. Сейчас без полномасштабного использования средств измерительного комплекса не проводится ни один пуск ракет-носителей.
Практическое использование технических средств измерительного комплекса началось 15 мая 1957 г., при первом, хотя и неудачном, пуске межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Благодаря наличию данных объективных телеметрических измерений основных параметров функционирования бортовых систем ракеты, были выявлены причины неисправности. После внесения изменений в конструкцию ракеты испытания были продолжены.
Измерительный комплекс Байконура формировался и развивался одновременно с развитием ракетно-космической техники. В настоящее время в его состав входят пять измерительных пунктов, размещенных непосредственно на космодроме. К работе измерительного комплекса космодрома привлекаются также пункты, расположенные вдоль трассы полета ракет-носителей. Все измерительные средства с помощью каналов связи соединены с информационно-вычислительным центром, расположенным в г. Байконур.
Перечень технических средств измерительного комплекса насчитывает более 1100 единиц самого разнообразного радиотехнического и вычислительного оборудования. Средства измерений позволяют в реальном масштабе времени определять текущие параметры полета ракет-носителей и космических аппаратов, контролировать их выведение на орбиту. С их помощью выявляются отклонения фактических параметров от расчетных величин, оценивается состояние систем и агрегатов ракет-носителей и космических аппаратов, определяется устойчивость их функционирования. Система связи и телевидения космодрома обеспечивает непосредственное взаимодействие космических экипажей с наземным персоналом при проведении заключительных работ на стартовом комплексе и на активном участке траектории ракет-носителей. Вся информация, получаемая при пусках ракет, поступает в информационно-вычислительный центр космодрома. Здесь осуществляется ее автоматизированная обработка и представление в заданной форме. |
|
Ракетно-космический комплекс «Протон» |
Ракетно-космический комплекс «Протон» - один из основных на космодроме Байконур. Благодаря заложенным в него прогрессивным научно-техническим решениям, данный комплекс по своей надежности и по многим другим показателям является лучшим в мире среди систем выведения аналогичного класса. "Полеты автоматических межпланетных станций с посадками аппаратов на Луну, Венеру и Марс, а также запуски долговременных орбитальных станций «Салют» и «Мир», спутников связи и телевещания на геостационарную орбиту осуществляются с использованием комплекса «Протон».
Комплекс создан на базе трехступенчатой ракеты-носителя «Протон», имеющей длину 44,3 метра и максимальное поперечное сечение 7,4 метра. У поверхности земли ее двигатели развивают тягу в 900 тонн. Ракета способна вывести на опорную орбиту полезную нагрузку массой до 20 тонн, а при использовании разгонного блока - на геостационарную орбиту спутник массой до 3,5 тонн. Первый пуск «Протона» состоялся 16 июля 1965 года. Первый старт РН "Протон-К" (с разгонным блоком) был осуществлен в 1968 году. Сейчас количество пусков превышает 250, из которых только 11 закончились неудачно.
Подготовка ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов к запуску проводится на технических позициях, которые размещены в четырех монтажно-испытательных корпусах. Технические позиции оснащены специальным технологическим и общетехническим оборудованием, подъездными путями и инженерными коммуникациями. Они предназначены для приема ракет-носителей и полезных нагрузок с заводов-изготовителей, их хранения, сборки и испытаний. Здесь же космические аппараты заправляются компонентами топлива и сжатыми газами, производится пристыковка полезных нагрузок к ракетам-носителям.
Монтажно-испытательный корпус ракеты-носителя «Протон» - уникальное сооружение, состоящее из собственно монтажно-испытательного зала площадью более 1500 квадратных метров и множества служебных помещений с пультовыми, аппаратными, лабораториями и другими службами.
Запуск ракет-носителей «Протон» производится с двух стартовых площадок, каждая из которых имеет по две стартовые позиции, командный пункт, хранилища горючего и окислителя, холодильные центры, высоковольтные подстанции и другие объекты инфраструктуры.
В 1996 году «Протон» первым из отечественных ракет-носителей вышел на мировой рынок коммерческих услуг по запуску космических аппаратов, его маркетингом занимается компания International Launch Services.
За время эксплуатации ракета неоднократно совершенствовалась. Сейчас заканчивается очередной этап ее модернизации. Новый «Протон-М» будет иметь более совершенную систему управления. Уменьшится загрязнение окружающей среды остатками топлива в районах падения отработавших ступеней. Ожидается, что эксплуатация модернизированного комплекса начнется в начале 2001 года.
|
|
Ракетно-космический комплекс "Союз" |
Ракетно-космический комплекс «Союз» - старейший на космодроме Байконур. Самые яркие события в истории мировой космонавтики связаны с функционированием этого комплекса. Наиболее значимыми среди них являются запуск 4 октября 1957г первого в мире искусственного спутника Земли и полет 12 апреля 1961г первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина.
Комплекс создан на основе межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, знаменитой королевской "семерки". Ее модификации широко известны всему миру под названиями «Спутник», «Восток», «Восход», «Молния» и «Союз».
Количество запусков космических аппаратов, проведенных с помощью ракетно-космического комплекса «Союз», приближается уже к тысяче. Неудачными оказались только 27. Высокая надежность комплекса позволяет широко задействовать его в реализации Федеральной космической программы России и в программах международного сотрудничества.
Для пусков ракет-носителей «Союз» на космодроме построены две стартовые позиции, одна из них создана в 1957г, другая - в 1961г. Стартовые позиции занимают обширную территорию (более 100 гектаров) и имеют по одной пусковой установке, каждая из которых способна выполнить до 24 пусков ракет-носителей в год.
Подготовка ракет-носителей и космических аппаратов к старту проводится в пяти монтажно-испытательных корпусах. Специальная аппаратура и оборудование обеспечивают необходимые температурно-влажностный и чистовой режимы, проведение полного перечня технологических операций по подготовке к пуску ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов.
Ракета-носитель «Союз» использует экологически чистые компоненты топлива: керосин и жидкий кислород. Во время старта масса ракеты составляет около 310 тонн, а ее двигатели развивают у поверхности земли суммарную тягу до 400 тонн. Технические параметры ракеты позволяют выведение на опорную орбиту полезной нагрузки массой до 7 тонн.
Новый этап жизни комплекса «Союз» был начат в 1996г, после создания совместного российско-французского предприятия «СТАРСЕМ», которое ведет активную политику по продвижению ракеты-носителя «Союз» на мировой космический рынок пусковых услуг. В частности, в 1999г по линии «СТАРСЕМ» было выполнено шесть пусков, которыми завершилось формирование низкоорбитальной системы спутниковой связи «Глобалстар».
|
|
Ракетно-космический комплекс "Циклон" |
Генеральным направлением работ при создании ракетно-космического комплекса «Циклон» было повышение безопасности обслуживающего персонала при подготовке ракеты-носителя на стартовой позиции. Разработчикам «Циклона» в полной мере удалось реализовать концепцию «безлюдного старта». В период предстартовой подготовки ракеты-носителя и космического аппарата на пусковой установке управление всем оборудованием комплекса ведется дистанционно с командного пункта.
Ракета-носитель «Циклон» создана на базе межконтинентальной баллистической ракеты Р-36, разработанной конструкторским бюро «Южное» под руководством; главного конструктора М.К. Янгеля. Запуски ракеты-носителя «Циклон» были начаты в 1967 г. Стартовая масса этой двухступенчатой ракеты (без учета массы космического аппарата) составляет 178,6 тонны. Ракета «Циклон» обеспечивает вывод на круговые орбиты высотой 200 км и наклонением 65° и 90° космических аппаратов массой 3,2 и 2,7 тонны соответственно. В настоящее время данная ракета используется только для запуска космических аппаратов серии «Космос».
Элементы наземной инфраструктуры ракетно-космического комплекса «Циклон» компактно расположены на левом фланге космодрома. Стартовая позиция оборудована двумя пусковыми установками, одна из которых сейчас законсервирована. Подготовка ракеты-носителя и полезных нагрузок производится в одном монтажно-испытательном корпусе.
Недостатком ракетно-космического комплекса «Циклон» является высокая токсичность компонентов топлива, создающая опасность загрязнения окружающей среды в случае аварии. Однако этот недостаток в значительной мере компенсируется высокой надежностью комплекса. На сегодняшний день проведено уже более сотни запусков ракеты-носителя «Циклон», среди которых нет ни одного аварийного. |
|
Космический ракетный комплекс "Днепр" |
Комплекс «Днепр» создан на базе подлежащей ликвидации в соответствии с договором СНВ-2 межконтинентальной баллистической ракеты PC-20. Данная ракета обладает высокой надежностью и обеспечивает выведение на круговую орбиту полезных нагрузок массой до 3-4 тонн.
В разработке, изготовлении и эксплуатации космического ракетного комплекса «Днепр» принимают участие ведущие организации ракетно-космической промышленности России и Украины. Для координации их совместной деятельности по реализации программы «Днепр» решением правительств двух государств создана Международная космическая компания «Космотрас».
Комплекс «Днепр» включает в свой состав ракету космического назначения «Днепр», стартовую позицию, командный пункт и монтажно-испытательные сооружения, которые по своим параметрам соответствуют всем международным требованиям.
На стартовой позиции имеются четыре шахтные пусковые установки, что обеспечивает высокий темп пусков ракет. Пуск ракеты производится из транспортно-пускового контейнера по «минометной» схеме: ракета вертикально выбрасывается из шахты с помощью мощного порохового аккумулятора давления.
В монтажно-испытательных сооружениях проводятся сборка и проверка космической головной части, доработка системы управления и подготовка ракеты для вывоза на стартовую позицию. Все работы по подготовке и тестированию систем космического аппарата выполняются в специально оборудованном помещении с обеспечением высокой степени чистоты окружающей среды.
Компания «Космотрас» предлагает два варианта ракеты-носителя: «Днепр-1» и «Днепр-М».
В ракете-носителе «Днепр-1» применяется штатная третья ступень ракеты PC-20. Эта ступень выполнена по «тянущей» схеме: двигатель ступени установлен выше полезной нагрузки. В этом случае космический аппарат размещается в теплозащитном кожухе, который защищает его от газодинамической струи двигателя. Ракета «Днепр-М» использует «классическую» конструкцию третьей ступени, когда двигатель находится ниже полезной нагрузки.
С 21 апреля 1999 года начался отсчет космических стартов комплекса «Днепр». С помощью ракеты-носителя «Днепр» на круговую орбиту высотой 650 км был успешно выведен научно-исследовательский спутник «УоСАТ-12» английской компании ССТЛ. Для запуска космического аппарата использовалась доработанная ракета PC-20, которая более 20 лет находилась в заправленном состоянии на боевом дежурстве. |
|
Ракетно-космический комплекс «Зенит» |
Самым новым среди ракетно-космических комплексов космодрома Байконур является «Зенит». Его создание было начато в 1976 г. и велось параллельно с разработкой многоразовой космической системы «Энергия-Буран». Доработанные первые ступени ракеты-носителя «Зенит» использовались в качестве боковых блоков ракеты-носителя «Энергия».
Ракета-носитель «Зенит» выполнена по двухступенчатой схеме и способна выводить на опорную орбиту высотой 200 км и наклонением 51° полезную нагрузку массой до 13,7 тонны. На обеих ступенях используются экологически чистые компоненты топлива - жидкий кислород и керосин. На стартовой позиции, занимающей площадь 113 га, имеются две пусковые установки, криогенный центр и более 50 технологических систем. Все операции по транспортировке, установке ракеты на пусковое устройство, стыковке заправочных и других коммуникаций производятся автоматически. Старт ракеты может быть произведен уже через полтора часа после ее установки на стартовое сооружение. Даже в случае отмены пуска работы по приведению ракеты в исходное состояние выполняются при дистанционном управлении из командного пункта.
Техническая позиция ракетно-космического комплекса «Зенит» включает монтажно-испытательный корпус, хранилища ракет-носителей и космических аппаратов, технические здания и другие сооружения.
В конце 80-х годов космические программы страны подверглись серьезному сокращению. Многие новые спутники, ориентированные на «Зенит», так и не были созданы. Поэтому нагрузка на ракетно-космический комплекс выпала невысокая - всего осуществлено 32 пуска. Вместе с тем у создателей комплекса родилась новая идея: производить пуски ракеты-носителя с плавучей платформы. Тем самым существенно расширяются ее возможности за счет перемещения точки старта к экватору. Проект получил название «Морской старт». В нем участвуют фирмы Украины, России, США и Норвегии. Первый успешный пуск «Зенита-SL» с платформы «Одиссей» состоялся 28 марта 1999 г. |
|
Поисково-спасательная служба и авиация |
Первым авиационным подразделением Байконура было 6-е отдельное авиационное звено, которое базировалось на аэродроме в поселке Джусалы. В 1957г в связи с увеличением грузопотоков звено было преобразовано в авиационную эскадрилью, а в 1960г на базе эскадрильи был создан отдельный смешанный авиационный полк. С начала 60-х годов и по настоящее время полк базируется на аэродроме 1-го класса Крайний.
В настоящее время общую координацию работ по проведению поисково-спасательных операций выполняет Федеральное управление авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны Российской Федерации (ФПСУ).
В состав поисково-спасательного комплекса космодрома входят авиационные и сухопутные транспортные средства. Они оснащены радиотехническими системами поиска спускаемых аппаратов, системами связи, а также специальным оборудованием, которое используется для эвакуации космонавтов и космических объектов с места посадки.
При проведении поисковых операций поисково-спасательные средства заранее направляются в район предполагаемой посадки спускаемого аппарата. В назначенное время самолеты и вертолеты поднимаются в воздух и, барражируя вдоль трассы снижения космического аппарата, осуществляют его поиск. После обнаружения спускаемого аппарата с его экипажем устанавливается двухсторонняя радиосвязь. В режиме радиосвязи и визуального наблюдения спускаемый аппарат сопровождается до посадки. На месте посадки космонавтов встречают технические специалисты и врачи. Поисковые операции заканчиваются эвакуацией космонавтов и спускаемого аппарата с места посадки.
Во второй половине 80-х годов в пределах космодрома был построен аэродром Юбилейный, который предназначался в первую очередь для посадки возвращаемого из космоса орбитального корабля «Буран». Строительство взлетно-посадочной полосы было начато в 1982г, а 15 ноября 1988г на нее был успешно посажен в автоматическом режиме беспилотный корабль «Буран».
Аэродром Юбилейный способен принимать самолеты любого класса, включая «Боинг-747-200». В настоящее время на этом самолете на космодром доставляются космические аппараты иностранного производства, запускаемые в космос в рамках программ международного сотрудничества. |
|
Технический комплекс космодрома |
Технический комплекс космодрома Байконур, расположенный в 40 км от г.Ленинска (Казахстан), предназначен для подготовки орбитального корабля (ОК), ракеты-носителя (РН) и многоразового ракетно-космического комплекса (МРКК) в целом до состояний готовности к транспортированию на стартовый комплекс, находящийся в 5 км от ТК и в 16км от посадочного комплекса ОК. В состав ТК входят технические позиции орбитального корабля (ТП ОК), ракеты-носителя (ТП РН) и многоразового ракетно-космического комплекса (ТП МРКК), а также средства энергоснабжения, связи, сбора и передачи информации, инженерные сети, транспортные коммуникации и жилая зона. |
Инфраструктура
|
- 9 типов стартовых комплексов в составе 15 пусковых установок для запусков ракет-носителей;
- 4 пусковых установки для испытаний межконтинентальных баллистических ракет;
- 11 монтажно-испытательных корпусов, в которых размещено 34 технических комплекса для предстартовой подготовки ракет-носителей и космических аппаратов, а также 3 заправочно- нейтрализационные станции для заправок космических аппаратов и разгонных блоков компонентами ракетных топлив и сжатыми газами;
- измерительный комплекс с современным информационно-вычислительным центром для контроля и управления полетом ракет-носителей, а также обработки телеметрической информации;
- кислородно-азотный завод суммарной производительностью до 300 т криогенных продуктов в сутки;
-тепло-электроцентраль на 60 мгВт;
- газотурбинный энергопоезд на 72 мгВт;
- 600 трансформаторных подстанций;
- 92 узла связи;
- два аэродрома 1-го класса («Крайний» и «Юбилейный» на МКС «Буран»);
- 470 км железнодорожных путей (спец.пути - 40 км);
- 1281 км автомобильных дорог;
- 6610 км линий электропередачи;
- 2784 км линий связи. |
|
|
|