Письмо Ефрема Павловича Левитана (4)

Уважаемый Анатолий Васильевич! Хотел бы заинтересовать Вас и посетителей Вашего замечательного сайта двумя своими статьями, которые содержат определенный концептуальный заряд, а потому имеет смысл постараться познакомить с ними возможно больший круг людей, неравнодушных к проблемам астрономического образования (учителей астрономии и физики, студентов, преподавателей и научных сотрудников педагогических университетов, педагогов системы дополнительного образования и высококвалифицированных любителей астрономии).

Приложение:

  1. «Дошкольная астрономия – стартовая площадка для развития школьной любительской и профессиональной астрономии».
  2. «Быть или не быть школьной астрономии» (Земля и Вселенная, 2010, №1, приуроченный к 45-летию журнала).

Заранее благодарный Е.П. Левитан

27.03.10

   Уважаемый Ефрем Павлович!  Я размещаю Вами присланный материал и считаю его очень актуальным. Страна первого космонавта, страна родоначальница освоения космического пространства и внесшая большой вклад в развитие астрономии не может и не должна оставлять подрастающее поколение без Астрономии, без науки за которой будущее:

  стр 1      стр 2     стр 3      стр 4     стр 5     стр 6     стр 7     стр 8

Заинтересуйтесь этой проблемой

Дошкольная астрономия – стартовая площадка для развития школьной любительской и профессиональной астрономии     Е.П. Левитан

Введение

    В настоящее время любительская астрономия развивается во всем цивилизованном мире и, конечно, в нашей стране. Занятия астрономией насыщают радостной деятельностью досуг любителей астрономии и нередко оказывают существенную помощь профессионалам, работающим в разных областях астрономической науки. И все-таки важно, чтобы любители астрономии этим не ограничивались и, в частности, не оставались в стороне от решения актуальных проблем популяризации астрономии среди детей и взрослых и трудно решаемых проблем астрономического образования дошкольников, младших и старших школьников, студентов. Этому в основном было посвящено мое выступление на Астрофесте-2009, но ни одно, ни десятки выступлений здесь оказываются недостаточными в силу полного безразличия соответствующих российских чиновников от культуры, образования и науки. Недостаточно и то, что в этой связи делается сейчас в Интернете, где талантливые люди находят возможность тратить силы, время и остроумие на обсуждение не очень важных, мягко говоря, вопросов. Их, по-видимому, мало волнует, что уже нет у нас журнала «Звездочет», очень трудный период переживает журнал «Земля и Вселенная» - единственный научно-популярный журнал в нашей стране, 45 лет (юбилей в начале 2010 года!) пропагандирующий достижения астрономии, космонавтики и наук о Земле, что печальной остается ситуация со школьной астрономией и т.д. Проблем и вопросов много, но здесь речь пойдет лишь об одной из них – о «дошкольной астрономии», с которой можно и нужно начинать приобщение детей к науке о Вселенной с тем, чтобы в дальнейшем разумно и последовательно расширять и углублять интерес подрастающего поколения к астрономии, что будет способствовать притоку свежих сил в любительскую и профессиональную астрономию. 

   Молодеющая «детская астрономия»
   «Детская астрономия» стремительно молодеет, что связано с рядом факторов разной природы (акселерация, появление богатой астрономической информации в Интернете, необходимость использовать естественный интерес к астрономии как мотив учебы в школе и т.д.). Давно известно, что личность формируется в детском и юношеском возрасте, но лишь сравнительно недавно психологи выяснили, что мышление ребенка уже дошкольного возраста перестает быть только наглядно образным, оно может быть и в какой-то мере абстрактным, позволяющим достаточно адекватно воспринимать то, что ранее считалось недоступным для ребенка. Этим мы и пытаемся воспользоваться, предлагая воспитателям различных детских дошкольных учреждений, родителям, бабушкам и дедушкам (просто продвинутым взрослым, увлеченным астрономией) проводить с дошкольниками занятия по астрономии (и тесно связанной с ней космонавтикой). О том, что такие занятия не только доступны, но и интересны старшим дошкольникам, свидетельствуют их бесчисленные «почемучкины» вопросы, их желание читать вместе со взрослыми адресованные им книги, посещать планетарии и музеи космонавтики. В том, что астрономия и космонавтика интересуют дошкольников, легко убедиться, побеседовав с детьми в детских садах или наблюдая за ними во время экскурсий. Ограничусь одним примером. 4 октября 2009 года я был приглашен в московский Мемориальный музей космонавтики, где торжественно отмечалась годовщина запуска I ИСЗ и начало учебного года в системе «музейной педагогики». Многие родители привели на это праздник своих детей дошкольного возраста, и можно было наблюдать, какой интерес вызвали у малышей экспонаты Музея и рассказы экскурсоводов. Мне нередко приходится слышать от специалистов в области астрономии и космонавтики, взявших на себя труд вести кружки в дошкольных учреждениях, что число детей среднего и старшего возраста, занимающихся в этих кружках, в последнее время заметно уменьшилось, а малышей стало заниматься больше… Важно, конечно, и то, что занятия астрономией не только доступны и интересны дошкольникам, но и полезны им, потому что способствуют расширению кругозора, любознательности и познавательных возможностей малышей, внося тем самым существенный вклад в подготовку детей к учебе в школе. 

   Что надо постараться сделать
  «Детская астрономия» относительно молода. Ее развитие представляется делом перспективным, и здесь может оказаться полезной помощь многих пользователей Интернета. Отметим несколько возможных направлений такой деятельности.
  1. Надо оперативно обмениваться уже имеющимся опытом работы по астрономии и космонавтке с дошкольниками. Это наиболее реально осуществлять с помощью Интернета, где уже есть сайты, относящиеся не только к школьной, но и к «дошкольной астрономии». Возможно, появятся специальные сайты по проблемам дошкольной астрономии.
  2. Надо создавать книги по астрономии и космонавтике, специально предназначенные для школьников, и переиздавать те из имеющихся, которые детям нравятся. Хочу еще раз подчеркнуть, что писать для малышей дело трудное. Я убедился в этом, когда работал еще над своей первой книгой для маленьких читателей – «Малышам о звездах и планетах». Первые издания этой книги появились в начале 80-х годов. К этому времени уже вышли в свет мои совсем «не детские» книги – «Природа солнечных пятен» (1964); «Методика преподавания астрономии в средней школе» (1965, эта книга на протяжении нескольких десятилетий использовалась учителями астрономии в качестве основного методического пособия при подготовке уроков и преподавателями пединститутов при обучении будущих учителей); «Физика Вселенной» (1976) и др. Но для написания книги, адресованной малышам, пришлось, как говорится, «перевоплотиться» и придумать совсем иную форму изложения – диалог реальных и сказочных персонажей, из бесед которых юный читатель получает определенную информацию о Земле, Луне, планетах, Солнце и звездах. В результате получился не какой-нибудь пересказ учебника астрономии, а то, что можно условно назвать научно-художественным жанром, позволяющим вести ребенка через сказку к науке. В этом же жанре написаны и другие мо книги для дошкольников: «Звездные сказки» (1994) и «Беседы с малышами о Вселенной» (2009). Разумеется, книги для дошкольников могут быть написаны и в иных жанрах, но главное, чтобы они были интересны детям и понятны. Будем надеяться, что такие книги скоро появятся, и мы узнаем имена их авторов!
  3. Надо создавать наглядные пособия и простейшие модели для проведения занятий по астрономии и космонавтике с дошкольниками. В частности, необходимы, наглядные пособия на печатной основе (например, настенные астрономические картинки) и мультимедийные произведения, опять же специально созданные для малышей. Пока этого нет, педагоги, проводящие занятия с малышами, вынуждены пользоваться пособиями для старшеклассников (например, известными настенными таблицами по астрономии).
  4. Надо уделять особое внимание работе с дошкольниками в планетариях. Это сейчас успешно делается, например, в Нижегородском, Ярославском и некоторых других планетариях России. К началу 2011 года намечено открыть главный планетарий нашей страны – Московский планетарий, в котором будут самое современное оборудование для Звездного зала, музеи и астроплощадка с двумя обсерваториями. Как член Ученого совета Московского планетария и председатель Комиссии в помощь школе, я предполагаю внести на рассмотрение Ученого совета проект «Планетарий – дошкольникам». В нем речь идет о необходимости разработать специально для дошкольников нескольких лекций (программ) и бесед, а также небольшой цикл лекций (программ) с общей темой «Сказочная Вселенная». Для реализации этого проекта понадобятся лекторы и экскурсоводы, умеющие работать с детьми дошкольного возраста. Об этом надо позаботиться заблаговременно.
  5. Надо создавать научно-методические руководства в помощь тем, кто возьмет на себя труд заниматься с дошкольниками астрономией и космонавтикой. Этим людям (воспитателям детских садов разных типов, педагогам дополнительного образования продвинутым родителям) адресована моя новая книга «Занятия астрономией и космонавтикой с дошкольниками», работа над которой только что завершена (теперь найти бы издательство, которое заинтересовалось бы выпуском этой книги!). В ней две основные части. Первая - «Дошкольная астрономия» - перспективное направление в работе по развитию детей в детском саду и семье». Здесь автор рассматривает вопрос о том, насколько доступны старшим дошкольникам самые элементарные понятия астрономии и космонавтики, насколько они им интересны и полезны. Затем в отдельных параграфах воспитателям сообщаются самые необходимые для них сведения по астрономии и космонавтике, а также об имеющихся книгах по астрономии и космонавтике для дошкольников. Особое внимание автор уделяет анализу содержания и форм занятий по астрономии и космонавтике. Кроме того, здесь же сообщается о примерах наиболее успешного опыта проведения занятий по астрономии и космонавтике с дошкольниками в Москве, Ярославле, Красноярске, Калуге, а также анализируются некоторые детские книги по астрономии и космонавтике и наглядные пособия. Автор, убежденный в том, что эти занятия ни в коем случае нельзя превращать в подобие уроков, предлагает вниманию воспитателей свой цикл занятий, которому посвящена вторая часть книги - «Авторский цикл занятий по астрономии и космонавтике с дошкольниками». В ней раскрывается основное содержание предложенной системы занятий. Конспект каждого занятия состоит из двух разделов. В первом речь идет о тех вопросах, которые нужно будет в форме свободной беседы обсудить с детьми. Во втором разделе каждого конспекта для чтения вслух и комментирования приведены тексты, взятые из книг по астрономии и космонавтике. Деятельность детей включает ролевые игры, рассматривание рисунков в книгах, создание собственных рисунков, моделирование и конструирование, а также, конечно, выполнение самых простых астрономических наблюдений. Читателю предоставляется возможность убедиться в том, что само понятие «занятие» довольно условно, потому что, во-первых, речь идет совсем не о проведении уроков астрономии с дошкольниками; во-вторых, каждая из предложенных тем занятий может раскрываться во время не одной, а двух и более встреч с детьми, бесед с ними, игр, простейших астрономических наблюдений, чтения и комментирования текстов из книг по астрономии и космонавтике. Поэтому в конспектах занятий вместо привычных слов «Рассказ учителя», «Изложение нового материала» и т.д. методические тексты предваряются рекомендациями «Беседуем, наблюдаем, моделируем, рисуем», а тексты из книг для детей - рекомендациями «Читаем, комментируем, рисуем». Воспитатель может решить, надо ли читать и комментировать предлагаемые тексты из книг или вместо этого (а возможно, в дополнение к этому) предлагать детям астрономические загадки, пословицы, поговорки, которые нетрудно найти в Интернете. Убежден, что в обозримом будущем появятся книги других авторов, излагающие их видение данной проблемы.
Все это позволит создать некий научно-методический фундамент «дошкольной астрономии».