Состоялся запуск пилотируемого корабля «Союз ТМА-16М»

  27 марта, в 19:51:45 UTC (22:51:45 мск) со стартового комплекса площадки 1 («Гагаринский старт») космодрома Байконур произведен успешный пуск ракеты космического назначения «Союз-ФГ», предназначенной для выведения на орбиту транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз ТМА-16М».
   Через 528 секунд полета пилотируемый корабль «Союз ТМА-16М» штатно отделился от третьей ступени ракеты-носителя на расчетной орбите. Экипаж корабля в составе командира, космонавта РОСКОСМОСа Геннадия ПАДАЛКИ, бортинженеров – Михаила КОРНИЕНКО (РОСКОСМОС) и Скотта КЕЛЛИ (NASA) чувствует себя хорошо.
    28 марта, в 04:33 мск успешно осуществлена стыковка транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз ТМА-16М» с Международной космической станцией.
    Пилотируемы корабль «Союз ТМА-16М» причалил к малому исследовательскому модулю «Поиск» российского сегмента МКС. Процесс сближения проводился в автоматическом режиме под контролем специалистов Центра управления полётами и экипажа космического корабля - командира Геннадия ПАДАЛКИ, бортинженеров Михаила КОРНИЕНКО (РОСКОСМОС) и Скотта КЕЛЛИ (NASA). С борта МКС стыковку контролировал космонавт РОСКОСМОСа Антон ШКАПЛЕРОВ.
    После открытия переходных люков между кораблем и станцией в 06:15 мск, на МКС начнет работу экипаж 43/44-й длительной экспедиции в составе Геннадия ПАДАЛКИ, Михаила КОРНИЕНКО, Антона ШКАПЛЕРОВА, астронавтов NASA Терри ВЕРТСА и Скотта КЕЛЛИ, а также астронавта ESA Саманты КРИСТОФОРЕТТИ.
    В соответствии с программой полета Международной космической станции во время пребывания экипажа МКС-43/44 запланированы работы с 4 транспортными грузовыми кораблями «Прогресс М-25М»,  «Прогресс М-26М», «Прогресс М-27М» и «Прогресс М-28М» и японским грузовым кораблём НTV-5 «Kounotori»; подготовка к возвращению на Землю трёх членов экипажа экспедиции МКС-42/43 на ТПК «Союз ТМА-15М»; участие в операциях по управлению стыковкой ТПК «Союз ТМА-17М» с МКС к малому исследовательскому модулю «Рассвет»; перестановка корабля «Союз ТМА-16М» с модуля «Звезда» на агрегатный отсек служебного модуля «Звезда»; стыковка ТПК «Союз ТМА-18М» с МКС, а также на июнь 2015 года запланирован выход в открытый космос по российской программе, который осуществят космонавты Михаил КОРНИЕНКО и Геннадий ПАДАЛКА.
    Кроме того, в план работ входит обширная программа научно-прикладных исследований и экспериментов в различных областях, таких как космическая биотехнология, медико-биологические исследования, дистанционное зондирование Земли и др. В общей сложности в рамках «годового» полета планируется реализовать 688 сеансов по 72 экспериментам. Исследования по 54 экспериментам были начаты в предыдущих экспедициях, 12 являются новыми. Также программой полета предусмотрены мероприятия по поддержке работоспособности станции и дооснащению МКС оборудованием, доставленным грузовыми кораблями.
   Планируемая продолжительность полета космонавта Геннадия ПАДАЛКИ в составе экспедиций МКС-43/44 составляет 168 суток. Таким образом Геннадий Иванович станет новым рекордсменом по суммарному пребыванию в космосе (878 суток).
    Михаил КОРНИЕНКО и Скотт КЕЛЛИ проведут в составе экспедиций МКС-43/44 и МКС-45/46 342 суток.
 
Биография командира КК “Союз ТМА-16М” Геннадия Падалки
   381-й космонавт мира, 89-й космонавт России Геннадий Иванович Падалка родился 21 июня 1958 года в г. Краснодар.
    В 1979 г. окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков (ВВАУЛ) имени В.М.Комарова по специальности «Командно-тактическая истребительно-бомбардировочная авиация». В 2007 г. окончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ.
    С 19 декабря 1979 г. служил летчиком 559-го авиационного полка истребителей-бомбардировщиков в составе 105-й авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков 61-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 16-й Воздушной армии ВВС Группы Советских войск в Германии. 10 июля 1980 г. был переведен летчиком (с 10 апреля 1982 г. - старшим летчиком) в 116-й гвардейский авиационный полк истребителей-бомбардировщиков той же дивизии. С 27 августа 1984 г. по апрель 1989 г. служил старшим летчиком 277-го бомбардировочного авиационного полка 83-й бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Дальневосточного военного округа. К моменту зачисления в отряд космонавтов освоил самолёты Л-29, МиГ-15УТИ, МиГ-17, Су-7Б, Су-7У, Су-7БМ, Су-24. Общий налёт составлял около 1200 часов, выполнил более 300 прыжков с парашютом.
    С 1989 г. – в отряде космонавтов. В 1989-1991 гг. прошел курс общекосмической подготовки в Центре подготовки космонавтов. С апреля 1991 по февраль 1996 г. проходил подготовку по программе полетов на ОК «Мир» в составе группы космонавтов «Д-8-1».
    9 февраля 1996 г. был назначен командиром второго (дублирующего) экипажа по программе 24-й экспедиции на ОК «Мир» (ЭО-24) и командиром основного экипажа 24-й экспедиции (ЭО-26). С сентября 1996 по июль 1997 г. проходил подготовку в качестве командира дублирующего экипажа Э0-24 вместе с С.В.Авдеевым и Жан-Пьером Эньере (Франция). Во время старта корабля «Союз ТМ-26» 5 августа 1997 г. был дублером командира корабля.
    С октября 1997 г. приступил к подготовке в составе основного экипажа ЭО-26 вместе с С.В. Авдеевым. 23 марта 1998 г. к подготовке в этом экипаже приступил космонавт-исследователь Ю.М.Батурин.
    Свой первый полет в космос совершил с 13 августа 1998 г. по 28 февраля 1999 г. в качестве командира 26-основной экспедиции (ЭО-26) на ОК «Мир» и корабля «Союз ТМ-28» (позывной – «Альтаир-1»). Стартовал вместе с С.В.Авдеевым и Ю.М.Батуриным, посадку совершил вместе с Иваном Беллой (Словакия). Во время полета выполнил один выход в открытый космос продолжительностью 5 час 54 мин и один раз работал в разгерметизированном модуле «Спектр» (т.н. выход в «закрытый» космос). Продолжительность полета составила 198 сут 16 час 31 мин 20 сек.
    3 февраля 1999 г. был назначен командиром второго (дублирующего) экипажа 29-й экспедиции на ОК «Мир» (ЭО-29), вместе с С.Е.Трещёвым. Но после того, как 1 июня 1999 г. Советом главных конструкторов было принято решение о переводе с августа 1999 г. ОК «Мир» в беспилотный режим полета, экипажи ЭО-29 были расформированы.
    15 июня 1999 г. приступил к подготовке в ЦПК в качестве командира первого (основного) экипажа по программе «МКС-1R» («МКС-спасатель»), вместе с Н.М.Будариным. Предполагалось, в случае срыва автоматической стыковки служебного модуля «Звезда» со связкой ФГБ «Заря»/Node-1, отправить на орбиту один из этих экипажей для проведения стыковки в ручном режиме. Проходил подготовку до 6 июля 2000 г. Так как 26 июля 2000 г. автоматическая стыковка была выполнена успешно, запуск «нештатного» экипажа не понадобился.
    В июле 1999 г. был назначен командиром второго (дублирующего) экипажа 4-й экспедиции на Международную космическую станцию (МКС-4Д). С ноября 2000 г. приступил к непосредственной подготовке к полёту в качестве командира экипажа МКС-4Д вместе с Майклом Финком и Стивеном Робинсоном (оба – США). 21 февраля 2002 г. был назначен командиром основного экипажа 9-й экспедиции на МКС (МКС-9). В феврале 2003 г. после катастрофы шаттла Columbia продолжал подготовку в группе ULF1 (для старта на шаттле в первом полет после их возобновления ), однако ближе к лету, когда стало ясно, что это произойдет не скоро, был переведен в группу МКС-гр5.
    В начале декабря 2003 г. Геннадий Падалка был назначен командиром дублирующего экипажа 9-й экспедиции на МКС (МКС-9Д) и основного экипажа 10-й экспедиции на МКС (МКС-10) вместе с Майклом Финком. Однако после того, как в январе 2004 г. научный сотрудник основного экипажа МКС-9 Уилльям МакАртур был отстранен от подготовки по медицинским показателям, после нескольких перестановок в составе экипажей, 28 января 2004 г. было принято решение назначить дублирующий экипаж (Г.И. Падалка – Майкл Финк) основным экипажем 9-й экспедиции на МКС. В связи с тем, что до полета оставалось всего 2,5 месяца, экипаж МКС-9 приступил к подготовке в тот же день, не дожидаясь официального решения. Вместе с ними по программе экспедиции посещения проходил подготовку голландский астронавт Андрэ Кёйперс.
    Свой второй полет в космос Г.И.Падалка совершил с 19 апреля по 24 октября 2004 г. в качестве командира экипажа 9-й основной экспедиции (МКС-9) и корабля «Союз ТМА-4» (позывной - «Альтаир-1»). Во время полета выполнил четыре выхода в открытый космос общей продолжительностью 15 час 44 мин. Продолжительность полета составила 187 сут 21 час 16 мин 09 сек.
    В апреле 2005 г. принял участие в полете на воздушном шаре «Святая Русь» на Северный полюс. В январе 2008 г. начал подготовку по программе 19-й экспедиции на МКС. В мае 2008 г., после перевода командира дублирующего экипажа МКС-18 Ю.В. Лончакова в основной экипаж, был включен на его место в дублирующий экипаж МКС-18Д и приступил к подготовке вместе с Майклом Барратом (США). 12 октября 2008 г. во время старта корабля «Союз ТМА-13» был дублером командира корабля.
    Свой третий полет в космос Геннадий Падалка совершил с 26 марта по 11 октября 2009 г. в качестве командира корабля «Союз ТМА-14», командира 19-й и 20-й основных экспедиций МКС. Во время полета выполнил два выхода в открытый космос общей продолжительностью 5 час 06 мин. Продолжительность полёта составила 198 сут 16 час 42 мин 25 сек.
    В марте 2009 г. уволен в запас из рядов Вооруженных Сил РФ. В 2010-2011 гг. проходил подготовку к полету в космос в составе дублирующего экипажа 29/30-й основной экспедиции на МКС и в составе основного экипажа 31/32-й основной экспедиции на МКС. Во время старта корабля «Союз ТМА-22» 14 ноября 2011 г. дублировал командира корабля.
    Свой четвертый полет в космос Падалка совершил с 15 мая по 17 сентября 2012 г. в качестве командира корабля «Союз ТМА-04М», бортинженера 31-й и командира 32-й основных экспедиций МКС. Во время полета выполнил один выход в открытый космос продолжительностью 5 час 51 мин. Продолжительность полета составила 124 сут 23 час 51 мин 30 сек.
    Общая продолжительность полетов Г.И. Падалки на данный момент составляет 710 сут 06 час 21 мин 14 сек.
    Герой Российской Федерации (1999). Летчик-космонавт РФ (1999). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й (2005), 3-й (2010) и 2-й (2014) степеней, медалью «За заслуги в освоении космоса» (2011), медалями Вооруженных сил РФ. Командор Ордена Короны (Бельгия, 2011). Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники (2011).
    Начавшийся сегодня полет – пятый в карьере Падалки.
 
Биография бортинженера-1 КК “Союз ТМА-16М” Михаила Корниенко
   511-й космонавт мира, 106-й космонавт России Михаил Борисович Корниенко родился 15 апреля 1960 года в г. Сызрань, Куйбышевская (ныне – Самарская) обл., Россия.
    С мая 1978 г. по май 1980 г. проходил срочную службу в 1049-й гвардейской воздушно-десантной дивизии в районе города Кировобада Азербайджанской СССР, закончил службу в звании младшего сержанта. В 1980 г. поступил на службу в милицию г. Москвы, был зачислен в патрульно-постовую службу, которую проходил в 75-м отделении Киевского района Москвы; параллельно учился в Московском авиационном институте на вечернем отделении.
    В 1986 г. Михаил Корниенко уволился в звании младшего сержанта и с 1986 г. по 1991 г. работал инженером в Конструкторском бюро общего машиностроения (КБ ОМ) в Москве и на Байконуре. В 1987 г. он окончил МАИ и получил специальность инженер-механик ЖРД.
    С октября 1991 г. по декабрь 1992 г. работал директором производственно-технического отдела ООО «Трансвосток». С января 1993 г. по апрель 1995 г. работал генеральным директором ТОО «ЭСТЭ», а с апреля 1995 г. – инженером 2-й категории РКК «Энергия» в отделе подготовки космонавтов к внекорабельной деятельности.
    Прошел медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем (ИМБП) и получил допуск к специальным тренировкам. Однако состоявшаяся в июле 1997 г. мандатная комиссия РКК «Энергия» не зачислила его в отряд космонавтов из-за недостаточного стажа работы на предприятии (менее трех лет). Был зачислен в отряд спустя семь месяцев.
    С 16 марта 1998 г. по 25 ноября 1999 г. проходил общекосмическую подготовку, по окончании которой  ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».  С 7 февраля 2000 г. проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе Международной космической станции (МКС). С 2001 г. проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа 8-й основной экспедиции на МКС (МКС-8Д), однако после катастрофы шаттла Columbia подготовка была прекращена, а экипаж расформирован.
    В феврале 2003 г. был переведен на общую подготовку по программе МКС (изучение российского сегмента станции, корабля «Союза ТМА» и т.д.) в составе группы космонавтов МКС-гр4. В конце июля 2005 г. был включен в состав смешанной группы космонавтов, получившей обозначение «МКС-15/16/17», из состава которой были сформированы экипажи 15-й, 16-й и 17-й основных экспедиций на МКС. 15 августа 2005 г. приступил к подготовке в составе этой группы.
    С 2006 г. проходил подготовку в составе дублирующего экипажа 15-й основной экспедиции на МКС (МКС-15Д). С 2008 г. готовился в составе основного экипажа по программе 23/24-й экспедиции на МКС (МКС-23/24).
    Свой первый полет в космос совершил со 2 апреля по 25 сентября 2010 г. в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-18» и бортинженера 23/24-й основной экспедиции на МКС. Во время полета совершил выход в открытый космос продолжительностью 6 час 43 мин. Продолжительность полета составила 176 сут 01 час 18 мин 38 сек.
    С 2012 г. проходил подготовку вместе со Скоттом Келли (США) в составе дублирующего экипажа 41/42-й основной экспедиции на МКС (МКС-41/42) и в составе основного экипажа по программе годового полета. Во время старта корабля «Союз ТМА-14М» 26 сентября 2014 г. был дублером бортинженера корабля.
    Герой Российской Федерации (2011). Летчик-космонавт РФ (2011).
    Начавшийся сегодня полет – второй полет в карьере Корниенко.