2 июля 2013 года в 02:38 UTC (06:38 мск) с площадки № 81 космодрома Байконур стартовыми командами предприятий ракетно-космической отрасли России был выполнен пуск ракеты-носителя "Протон-М" (8К82КМ) с разгонным блоком ДМ-03 и тремя навигационными спутниками "Глонасс". Пуск закончился аварией - ракета потеряла управляемость на первых секундах полета и упала неподалеку от стартового комплекса. Двигатели рухнувшей ракеты-носителя "Протон-М" в аварийном режиме выключились на 17-й секунде, заявил РИА Новости представитель пресс-службы Роскосмоса.
Пресс-секретарь главы правительства Наталья Тимакова заявила, что Дмитрий Медведев потребовал от вице-премьера Дмитрия Рогозина установить причины падения ракеты и потребовал представить список ответственных лиц, виновных в произошедшем, включая руководящий состав Роскосмоса, сообщает “Интерфакс”.
По факту аварии возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 216 Уголовного кодекса России (нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение крупного ущерба).
Авария "Протона-М" произошла из-за серии причин, связанных с двигательной установкой ракеты, сообщил РИА Новости источник, знакомый с ходом расследования причин падения ракеты со спутниками ГЛОНАСС.
"Телеметрия расшифрована, она позволяет предположить о целой серии причин, по которым произошла авария. Но все сводится к тому, что, скорее всего причиной катастрофы будет назван сбой в работе двигательной установки, в том числе в системе подачи окислителя", — сказал источник.
В тоже время он назвал нереальной возможность того, что "Протон-М" мог стартовать раньше времени и поэтому двигатели первой ступени ракеты не набрали необходимой тяги.
"То, что ракета якобы стартовала раньше времени, это полный бред. Если она тягу не набирает, она от стартового стола не отрывается. Кстати, тяговооруженность двигателей "Протона-М" не очень большая, ракета медленно от стола отрывается. Надо понимать, что контакт подъема — это чисто механический разрыв связи. Если все нормально с ракетой, то дается команда на переход двигателя на основной режим, а если нет перехода, то никакого подъема не происходит", — пояснил источник.