Российский космонавт Максим Сураев, вернувшийся с Международной космической станции, трудно привыкал к земной гравитации и не скучает по станции, заявил космонавт на пресс-конференции в Центре подготовки космонавтов в понедельник.
"Надо привести свои чувства в порядок, но пока я по МКС не скучаю", - сказал М.Сураев на пресс-конференции.
По его словам, он тосковал по своей семье, близким и друзьям, которых не видел полгода.
Рассказывая о приземлении на космическом корабле "Союз ТМА-16", М.Сураев сказал, что ему было трудно привыкнуть к земной гравитации после полугодовой экспедиции на МКС. "Что бы ты ни взял - все падает. Почему такие тяжелые руки и ноги, почему щеки обвисли?", - рассказал космонавт о первых вопросах, возникших у него в голове после приземления.
По его словам, земная гравитация, словно магнит, притягивала его к земле. "Было сложно привыкнуть к гравитации заново", - сказал космонавт.
Он также сообщил, что во время пребывания на МКС не столкнулся с чем-либо необычным, к чему не готовили бы на Земле. "Конечно, есть разница. Для этого мы и готовимся в Центре подготовки космонавтов, для этого у нас есть тренажеры, чтобы мы были готовы к полету на все 100%. Конечно, невозможно подготовить человека к тем ощущениям, которые он испытает на орбите, полностью. Все же есть какая-то разница", - сказал М.Сураев.
Рассказывая о своих впечатлениях о невесомости, космонавт сказал, что это ни с чем не сравнимое чувство, к которому надо привыкать. "Обучение передвижению в невесомости - целый процесс. Опыт приходит со временем, он накапливается, и с каждым днем ты делаешь движения все лучше и лучше", - сказал М.Сураев.
По его словам, самыми впечатляющими моментами полета для него стал выход в открытый космос и перестыковка космического корабля "Союз" с модуля "Звезда" на модуль "Поиск". Свои ощущения от выхода в открытый космос российский космонавт описал фразой: "Какой космос я видел? Большой, необъятный. Там темно и страшно".
Отвечая на вопрос, продолжит ли он вести свой блог (М.Сураев стал первым российским космонавтом, начавшим вести блог с борта Международной космической станции, - "ИФ-АВН"), М.Сураев ответил: "Мне надо привести свои чувства и впечатления в порядок. Ведение блога было в инициативном порядке. Поэтому, как только я доделаю все плановые дела, возможно, я вернусь к этому вопросу. Сейчас точно не могу сказать".
"Идея ведения блога была высказана Роскосмосом еще до моего полета. Я поддержал эту идею и попытался воплотить ее в жизнь. Я не ожидал такого интереса к космосу от простых людей и считаю, что надо пропагандировать наши космические программы, рассказывать людям о том, что мы делаем", - добавил М.Сураев.
Рассказывая о научных экспериментах, российский космонавт сказал, что за шесть месяцев полета была выполнена обширная программа научных исследований. "Они были выполнены в полном объеме", - подчеркнул он.
Российский космонавт рассказал также о том, как впервые попробовал японские суши на орбите. Он напомнил, что японский астронавт Соичи Ногучи перед полетом на МКС обещал угостить на орбите коллег традиционными японскими суши. "Когда суши? Когда суши? И так каждый день мы спрашивали Соичи. И, наконец, это случилось. Дополнительные ингредиенты на станцию привезли на грузовике, и в один из вечеров он приготовил суши, показал, как их сворачивать, как их есть, и сделал несколько суши для каждого из нас. Мне понравилось", - сказал российский космонавт.
Также М.Сураев напомнил, что на время его полета пришлось присоединение к российскому сегменту нового модуля - малого исследовательского модуля №2. "Мы его приняли. Он состыковался со станцией в автоматическом режиме. Во время выхода в открытый космос мы подсоединили сеть, затем активировали модуль, кое-какие его системы", - сказал М.Сураев.
По его словам, теперь на российском сегменте четыре порта, к которым могут причаливать российские пилотируемые и грузовые космические корабли.
Отвечая на вопрос, на каком языке общаются космонавты на орбите, М.Сураев сообщил, что для этого используется смешанный русско-английский язык. "Если я не могу подобрать слово, я могу перейти с английского языка на русский, и то же самое делал Джефф", - сказал М.Сураев.
Российский космонавт похвалил своего американского коллегу за хорошее знание русского языка. В свою очередь Джеффри Уильямс рассказал, что во время полугодовой экспедиции на МКС в основном они с М.Сураевым общались на английском языке, который тот, по словам астронавта, прекрасно знает.
В свою очередь присутствовавший на пресс-конференции начальник Центра подготовки космонавтов Сергей Крикалев сообщил, что российский космонавт М.Сураев перевыполнил программу по научным экспериментам на 17-20%.
Американский астронавт Джеффри Уильямс, который нес полугодовую вахту на МКС вместе с М.Сураевым, сказал: "Научная программа была гораздо обширнее, чем в мой предыдущий полет. Проводилось очень много экспериментов, и самые интересные из них - это изучение влияния космического полета на человеческое тело".
(по материалам агентства "Интерфакс").