Осуществлен пуск РН "Союз-ФГ" с кораблем "Союз ТМА-М"

     7 октября 2010 года в 23:10:55 UTC (8 октября в 03:10:55 мск) с ПУ № 5 площадки № 1 космодрома Байконур стартовыми командами предприятий Роскосмоса осуществлен пуск ракеты-носителя "Союз-ФГ" с космическим кораблем "Союз ТМА-М" на борту.
      Космический корабль пилотирует экипаж в составе:
      КАЛЕРИ Александр Юрьевич, командир корабля "Союз ТМА-М", бортинженер МКС-25 и МКС-26, Россия (5-й полет в космос);
      СКРИПОЧКА Олег Иванович, бортинженер корабля "Союз ТМА-М", бортинженер МКС-25 и МКС-26, Россия (1-й полет в космос);
      КЕЛЛИ Скотт Джозеф (KELLY Scott Joseph), бортинженер корабля "Союз ТМА-М", бортинженер МКС-25, командир МКС-26, США (3-й полет в космос).
 
      Циклограмма полета (расчетная):
      Т+00.00.00 - старт (контакт подъема),
      Т+01:53.38 - сброс ДУ САС,
      Т+01:57.80 - отделение 1-й ступени носителя,
      Т+02:37.48 - сброс створок головного обтекателя,
      Т+04:47.30 - отделение 2-й ступени носителя,
      Т+04:57.05 - сброс хвостового отсека,
      Т+08:44.96 - выключение ДУ 3-й ступени носителя,
      Т+08:48.26 - отделение КК от носителя.
 
     В 23:19:43 UTC (8 октября в 03:19:43 мск) космический корабль "Союз ТМА-М" успешно отделился от последней ступени ракеты-носителя и вышел на околоземную орбиту с параметрами:
      • минимальная высота над поверхностью Земли – 199,85 километра;
      • максимальная высота над поверхностью Земли – 258,77 километра;
      • период обращения –88,81 минуты;
      • наклонение – 51,63 градуса.
      Основными задачами начавшегося полета являются:
      • Выведение на орбиту корабля «Союз ТМА-М» с тремя членами экипажа МКС-25/26, стыковка корабля с МКС к исследовательскому модулю МИМ-2 «Поиск»
      • Лётно-конструкторские испытания корабля новой серии «Союз ТМА-М»
      • Работа в составе экипажа МКС-25
      • Продолжение работы в качестве экипажа МКС-26
      • Возвращение на Землю трёх членов экипажа МКС-26 на корабле «Союз ТМА-М».
      Стыковка корабля с МКС запланирована на 10 октября в 00:02 + 3 мин. UTC (в 04:02 + 3 мин. мск).
"Союз ТМА-М", напоминает агентство
"Интерфакс", это первый российский пилотируемый космический корабль с цифровой системой управления. Его разработали и изготовили специалисты Ракетно-космической корпорации "Энергия" на базе "Союза ТМА", который с октября 2002 года выполнил 19 космических полетов.

Биография командира корабля "Союз- ТМА-М" Александра Калери
     Александр Юрьевич Калери родился 13 мая 1956 года в городе Юрмале, Латвия.
      После окончания в 1973 году средней школы № 5 в Юрмале поступил в Московский физико-технический институт. В 1979 году окончил МФТИ по специальности «Динамика полёта и управление» и стал работать в Научно-производственном объединении «Энергия» (ныне Ра­кетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва). Участвовал в разработке проектной и технической документации, в наземных и лётных испытаниях космической техники.
      В 1983 году окончил заочно аспирантуру МФТИ по специальности «Механика жидкостей, газа и плазмы».
      В отряд космонав­тов НПО «Энергия» зачислен в 1984 году.
      А.Ю. Калери совершил четыре космических полёта общей продолжительностью 609 суток 21 час 51 минуту 51 секунду.
      Начавшийся сегодня полет - пятый в карьере Калери.
      (По материалам Центра управления полетом).

Биография бортинженера корабля "Союз- ТМА-М" Олега Скрипочки
     Олег Иванович Скрипочка родился 24 декабря 1969 года в городе Невинномысске Ставропольского края.
      В 1987 году окончил среднюю школу № 28 с физико-математическим уклоном в городе Запорожье. Во время учёбы занимался в Запорожском экспериментальном отряде юных космонавтов имени В.М. Комарова.
      В 1993 году окончил Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана по специальности «Летательные аппараты». Будучи студентом, проходил постоянную производственную практику в Научно-производственном объединении «Энергия» (ныне Ра­кетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва). В 1987–1991 годах он был слесарем-испытателем, а затем техником в проектном отделе. Здесь же он остался работать после окончания МГТУ в качестве инженера по разработке и эксплуатации наземного оборудования для пилотируемых и грузовых кораблей.
      В отряд космонав­тов РКК «Энергия» зачислен в 1997 году.
      Начавшийся сегодня полет - первый в карьере Скрипочки.
      (По материалам Центра управления полетом).

Биография бортинженера корабля "Союз- ТМА-М" Скотта Келли
     Скотт Джозеф Келли (Scott Joseph Kelly) родился 21 февраля 1964 года в городе Орандж, штат Нью-Джерси.
      После окончания средней школы Маунтин в городе Вест-Орандж, штат Нью-Джерси, в 1982 году поступил в Морской колледж при Университете штата Нью-Йорк. Колледж окончил в 1987 году со степенью бакалавра в области электротехники.
      В 1987 году поступил на действительную службу в Военно-морские силы США. В 1989 году прошёл лётную подготовку и получил квалификацию лётчика-истребителя. Продолжал службу на авиационных базах ВМС в городах Бивилл, штат Техас, и Вирджиния-Бич, штат Вирджиния. На авианосце «Дуайт Эйзенхауэр» участвовал в походах в Северную Атлантику, Средиземное море, Красное море и Персидский залив.
      В 1994 году окончил школу лётчиков-испытателей Военно-морских сил США, после чего работал в Центре боевой авиации ВМС в городе Патуксент-Ривер, штат Мэриленд. Летал на самолётах F-14 «Томкэт» и F/А-18 «Хорнет». Он первым испытал самолёт F-14, на котором была установлена экспериментальная цифровая система управления.
      С. Келли налетал свыше 4000 часов на самолётах более тридцати различных типов. Выполнил свыше 250 посадок на палубу авианосца.
      В 1986 году в Университете штата Теннеси в городе Ноксвилл он получил степень магистра в области авиационных систем.
      В отряд астронавтов НАСА зачислен в 1996 году (одновременно со своим братом-близнецом Марком Келли).
      Совершил два космических полёта общей продолжительностью 20 суток 17 часов 06 минут 21 секунду.
      Начавшийся сегодня полет - третий в карьере Келли.
      (По материалам Центра управления полетом).