Как сообщает пресс-служба Роскосмоса, 23 декабря под председательством руководителя Роскосмоса А.Н. Перминова прошло торжественное заседание коллегии и президиума Научно-технического совета Федерального космического агентства, посвящённое 100-летию со дня рождения Г.Е. Лозино-Лозинского.
В заседании приняли участие ответственные сотрудники предприятий Роскосмоса, ученые, соратники Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского, министр Амурской области по строительству космодрома «Восточный» Константин Чмаров.
Заседание открыл руководитель Роскосмоса А.Н. Перминов. Обращаясь к участникам заседания, он сказал:
- Мы собрались, чтобы отдать дань памяти и уважения величайшему учёному, конструктору и организатору в области авиационно-космической техники Герою Социалистического Труда лауреату Ленинской и двух Государственных премий Глебу Евгеньевичу Лозино-Лозинскому.
Его биография известна всем, кто всерьез и надолго увлекся смелыми мечтами о небе и космосе. Его творческие замыслы опередили время. А вклад в развитие авиации и космонавтики, возможно, в полной мере сможет оценить новое поколение ученых и конструкторов. Работая над грандиозными проектами освоения космического пространства, Глеб Евгеньевич закладывал в них такой запас творческих мыслей и решений, что их хватило на многие десятилетия XX века, и в XXI они еще будут востребованы создателями космической техники. Это мы фактически и наблюдаем не только у себя, но и в других передовых странах, которые занимаются космонавтикой и авиацией.
В первой половине 30-х годов прошлого века со страниц газет не сходил популярный лозунг: «Летать выше всех, быстрее всех, дальше всех!». В обстановке всеобщего увлечения авиацией невозможно было не мечтать о новых рекордах. И заразившись этой мечтой, в 1932 году Г.Е. Лозино-Лозинский перешел на работу в авиационную промышленность.
В 1941 году перешел в Опытно-конструкторское бюро А.И. Микояна, где участвовал в разработке реактивных газотурбинных двигателей для истребителей Микояна и Гуревича.
На модификации МиГ-21 было установлено два абсолютных мировых рекорда скорости горизонтального полета и абсолютный мировой рекорд высоты.
За участие в разработке истребителя-перехватчика МиГ-25, развивающего скорость в три раза больше скорости звука, Г.Е. Лозино-Лозинский в 1975 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
В 1971 году Глеба Евгеньевича назначили главным конструктором сверхзвукового перехватчика МиГ-31.
Сегодня многие с сожалением вспоминают судьбу двух величайших проектов прошлого века – «Спираль» и «Буран». Но, как говорил сам Лозино-Лозинский, эти проекты опередили свое время.
За время работы над «Бураном» в стране была создана мощная производственно-технологическая, лабораторно-испытательная и стендовая база. В многоотраслевой кооперации работали более 1200 предприятий и научных центров и свыше 1,5 млн человек.
Лозино-Лозинский упорно продолжал искать перспективные решения в создании многоразовой системы выведения. В мае 1989 года состоялась защита эскизного проекта Многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС).
Очевидно, что экономичные и экологически безопасные многоразовые космические транспортные системы будут востребованы и в XXI веке, которому предстоит стать веком бурного освоения космического пространства. Лозино-Лозинский мечтал стоимость вывода 1 кг полезного груза на орбиту довести до суммы, эквивалентной 1 тыс. долларов как главном условии широкого коммерческого использования космического транспорта. Для этого потребуются новые системы выведения.
«Крыло решило задачу освоения человеком воздушного океана, крыло также поможет расширить изучение и освоение космоса», - заявлял Лозино-Лозинский. Мы будем помнить и, возможно, еще долго пользоваться результатами многогранной деятельности этого замечательного конструктора, генератора идей и мастера простых решений сложных вопросов.
Творческий поиск новаторских решений вел Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского к вершинам конструкторской мысли. И он навсегда останется в нашей памяти именно на этой высоте, - сказал А.Н. Перминов.
С докладом «Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский – конструктор авиационно-космической техники» выступил начальник проектного отделения НПО «Молния» заместитель председателя Научно-технического совета НПО «Молния» кандидат технических наук Эдуард Дудар.
Перед собравшимися выступили также бывший министр общего машиностроения СССР Олег Бакланов, главный технолог Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королева Владимир Гудилин, главный ученый секретарь Научно-технического совета Роскосмоса Александр Милованов, доктор технических наук, профессор Московского авиационного института (Национального исследовательского университета авиационных, ракетных и космических систем) Валерий Бурдаков.
Участникам торжественного заседания коллегии и президиума Научно-технического совета Федерального космического агентства был показан документальный фильм о Глебе Евгеньевиче Лозино-Лозинском.
После просмотра фильма руководитель Роскосмоса А.Н. Перминов, касаясь проектов «Спираль» и «Буран» и военного противостояния в космосе СССР и США, сказал:
- История не знает сослагательного наклонения. Сегодня трудно судить, кто был прав, а кто – не прав. Надо находиться каждому человеку в определенном месте, в определенное время и в определенной должности, чтобы оценить принятые решения. Одно ясно, что в то время решения в технике и технологиях, которые принимал Лозино-Лозинский, были прорывными – XXI века. Что касается политических решений, это прерогатива политического руководства страны.
Сейчас авиация и космонавтика развиваются примерно параллельно. США приняли решение закончить эксплуатацию шаттлов. Эта система отработала свое. По заявлению НАСА, они переходят к развитию другой системы и других кораблей с использованием технических решений и технологий, которые закладывались в ракеты и пилотируемые корабли типа «Союз». Потому что, опять же по их заявлениям, системы шаттл оказались очень дорогостоящими. Подготовка и запуск одного корабля типа шаттл стоит около 0,5 млрд долларов.
Для нас это вопрос финансирования – с учетом недавнего годового финансирования всей Федеральной космической программы в объеме, эквивалентном сумме 1,8 млрд долларов на все про все. Это, вы сами понимаете, три космических полета. Плюс надежность. У «Союзов» она выше. Международную космическую станцию будет пока поддерживать космическая транспортная система Российской Федерации.
Мы, конечно, будем двигаться вперед. Надо учитывать и те технологические прорывы, которые были сделаны ранее, в том числе и Лозино-Лозинским. Созданный им пилотируемый орбитальный корабль остался известен немногим людям в нашей стране. Я знаю, что студией Роскосмоса готовится фильм. Память о Лозино-Лозинском сохранится не только в среде профессионалов, но и широкой общественности.
Я не собираюсь комментировать выступления участников нашего заседания. Выступали люди, которые лично хорошо знали Лозино-Лозинского, занимали высокие должности в Советском Союзе, руководили министерствами и ведомствами, были сподвижниками Глеба Евгеньевича. Они высказали свое личное мнение. И мы должны его учитывать.
Я также хочу высказать и свое мнение. Авиационно-космические системы становятся с каждым годом все дороже и дороже. Освоение космического пространства все больше приобретает международный характер. Поэтому будущая организация космических полетов, особенно к другим планетам, наверное, окажется не под силу даже ведущим космическим державам. Нужно расширять международное взаимодействие в создании авиационно-космической техники. Трудно сказать, как будут дальше развиваться события. Но к России сегодня обращено пристальное внимание. С нами хотят сотрудничать и Китай, и Индия. Мы получили предложения о сотрудничестве и от НАСА (США). Мы высказываем свое мнение о разделении ответственности, чтобы во взаимном сотрудничестве Роскосмоса и НАСА не было начальников и подчиненных.
Я не согласен с теми, кто говорит, что время Королевых ушло. Подрастает молодое поколение. Молодежь интересуются космонавтикой. Дети из Международной школы космонавтики активно сотрудничают с нами, с РКК «Энергия», с Центром подготовки космонавтов. Студенты многих вузов интересуются космосом. Государство, я считаю, должно делать все для того, чтобы привлечь внимание и возможности молодежи для работы в космической отрасли. Конечно, это наша задача.
В заключение хочу пожелать вам, дорогие друзья, здоровья, успехов и воплощения в жизнь наших перспективных планов освоения космоса.
И, конечно, нам не надо делить авиацию и космонавтику в вопросах развития пилотируемой космонавтики на отдельные ведомства. Я был бы очень рад, если бы заработали наши коммерческие предприятия и коммерческий проект по созданию пилотируемых суборбитальных полетов. Это реклама техники, а в рекламе мы отстаем. К сожалению, государство этим заниматься не может в силу существующих законов и порядка финансирования. Но теоретически и практически во всем, что от меня зависит, я поддержу такие проекты. Хотелось бы, чтобы они заработали с условием выполнения всех норм и законов безопасности в авиации и космонавтике, ибо сегодня безопасность так называемых туристов, которые выполняют полеты на наших штатных кораблях, намного выше, чем в предполагаемых суборбитальных полетах, - сказал в заключение руководитель Роскосмоса А.Н. Перминов.