
На сайте IEEE Spectrum опубликована статья Джеймса Оберга (James Oberg) "Internal NASA Documents Give Clues to Scary Soyuz Return Flight" ("Внутренний документ НАСА дает ключ к разгадке пугающего спуска "Союза") о баллистическом спуске корабля "Союз ТМА-11", имевшем место 19 апреля нынешнего года. Весьма интересный материал. К тому же, тон статьи достаточно спокойный, в отличии от публикаций последних дней, которые можно было встретить в ряде российских изданий.
Как указано уже в названии статьи, автор использовал при ее написании внутренний документ NASA "15S Ballistic Entry Outbrief" (баллистический спуск в полете 15S), подготовленный Джорджем Кафкой (George Kafka), руководителем Управления безопасности полетов по программе МКС. В этом докладе содержится предварительный анализ данных о возвращении экипажа МКС-16 и корейской космонавтки. Естественно, в объеме информации, которая на данный момент имеется в распоряжении NASA. Оберг так и пишет, что пока можно говорить лишь о версиях случившегося, так как точная информация может быть получена только после того, как будет обработана телеметрия, а спускаемый аппарат "разберут до винтика" и досконально изучат.

Как указывается в статье, самой вероятной причиной баллистического спуска корабля "Союз ТМА-11" является нештатное разделение отсеков - два или несколько пироболтов не сработали и в результате в плотные слои атмосферы вошел не один спускаемый аппарат, а "связка" спускаемого аппарата и двигательной установки. Оберг вспоминает, что подобное уже бывало. Например, во время полета корабля "Восток" с Юрием Гагариным на борту (1961 г.) и во время полета корабля "Союз-5" с Борисом Волыновым на борту (1969 г.). Тогда двигательный отсек также "зацепился" за спускаемый аппарат и оторвался лишь под воздействием атмосферы. В апреле нынешнего года разделение произошло через 32 минуты (документ NASA) после выдачи тормозного импульса на высоте 100 км.
В отношении перегрузок, которые испытал экипаж при спуске, во внутреннем документе NASA указывается, что точные данные будут получены после расшифровки телеметрии. По субъективным оценкам космонавтов, они были 8-9 g. Но Оберг указывает, что, возможно, в течение нескольких секунд они доходили до 11 g.

И еще два момента, на которые в своей статье указывает Оберг и которые не хотелось бы обойти вниманием.
Во-первых, по его мнению, анализ фотографий спускаемого аппарата после приземления не указывает на то, что повреждения обшивки в результате теплового воздействия были не столь серьезны, как об этом писали некоторые средства массовой информации. А запах гари внутри спускаемого аппарата, на что также указывали многие авторы статей, появился уже после открытия клапана, выравнивающего давление внутри и снаружи капсулы, а не на этапе прохождения плотных слоев атмосферы.
Во-вторых, Оберг пишет, что события 19 апреля были весьма неприятными, но вновь продемонстрировали надежность корабля "Союз", в активе которого почти 100 пилотируемых миссий. Лестная оценка, но отражающая действительность.
И в заключение, три страницы из внутреннего документа NASA.