Первый вице-премьер Правительства России Сергей Борисович Иванов в интервью корреспонденту «Известий» ответил на ряд вопросов, в том числе по космической деятельности России

(Фрагмент интервью):
   Вопрос: Вы недавно летали в Антарктиду, чтобы изучить проблемы транспортного обеспечения полярников. Скажите, только честно, почему вы решили сделать это именно так? Сработало чисто человеческое любопытство?
   Ответ: Конечно, ничто человеческое мне не чуждо. Мне приходилось бывать в очень многих странах мира, в том числе и в экзотических, но Антарктида даже из этого ряда выделяется. Но дело, конечно, не в этом. Во-первых, я хотел лично убедиться в том, что ГЛОНАСС в авиационном варианте уверенно работает. Во-вторых, проверить эффективность расходования бюджетных средств, которые выделяются на транспортную составляющую антарктических программ. Ну и, в-третьих, просто понять, как живут полярники. Есть такая штампованная фраза - "вдали от родины". Если ее очистить от риторических наслоений, то наши полярники в Антарктиде - это именно те люди, которые находятся дальше всего от родины в самом прямом смысле. Наука наукой, но если наши люди будут жить в условиях худших, чем их иностранные коллеги, - это очень плохо.
    Вопрос: И что вы теперь, посмотрев на все своими глазами, будете делать для создания лучших условий в Антарктиде?
   Ответ: Облегчить каждодневное пребывание полярников может помимо прочего и ГЛОНАСС. В наших планах поставка - максимально быстрая, насколько это возможно с точки зрения изготовления нашей промышленностью - наземной потребительской аппаратуры. Причем не только для всех транспортных средств - вездеходов, траков, но и индивидуальных, для тех, кто идет пешком. Очевидно, что это всерьез повышает безопасность передвижения и жизнедеятельности. Второе: скорейшее выполнение решений, принятых на совещании в Антарктиде, по улучшению транспортного сообщения. Это и строительство второго, помимо Новолазаревской станции, снежно-ледового аэродрома на станции "Прогресс", и модернизация самолета Ил-76, и перевод самолета Ил-114 на лыжные шасси. Понятно, что самолеты будут делаться в штучных экземплярах, при этом далеко не каждая страна может позволить себе производить такую технику в заведомо некоммерческих масштабах. Я не очень люблю слово "монополизм", но при наличии Ил-76ТД с двигателями ПС-90 и Ил-144Т с лыжным шасси мы можем стать полными монополистами в воздушном сообщении в Антарктиде. И вот тогда начинается рынок - мы сможем предоставлять услуги иностранным партнерам на коммерческой основе.
    По самолетам мы все необходимые решения уже приняли, схема финансирования понятна, надеюсь, через два года эти машины начнут летать по всей Антарктиде.
    "Космос - это лишь треть того, что нужно для ГЛОНАСС"
   Вопрос: Вы сейчас сами сказали, что промышленность с потребительской аппаратурой отстает. В чем причина того, что спутники есть, а навигаторов нет? Это ошибка планирования?
   Ответ: Нет, это не ошибка. Такую систему запустить за 2-3 года просто нереально. Даже у американцев на запуск всей GPS - а она связана не только с космосом - уходили десятилетия. В 90-е годы, сейчас могу об этом сказать, у нас была космическая группировка ГЛОНАСС, вполне достаточная для работы в глобальном масштабе. Но кроме спутников, ничего не было. И все это благополучно почило в бозе. Да, тогда космические аппараты были несовершенны, срок их жизни составлял около трех лет, сейчас мы запускаем спутники с 7-летним ресурсом, а после 2010 года пойдут аппараты с 10-летним сроком "жизни". Но космическая часть - это всего лишь примерно треть того, что нужно для всей системы ГЛОНАСС.
    Вторая часть - самая важная и в которой мы пока действительно отстаем - это наземная аппаратура потребителей. Причем, убежден, эта аппаратура должна быть конкурентоспособной на глобальном рынке. Делать что-то исключительно для России, кроме потребностей вооруженных сил и безопасности, в этой сфере просто бессмысленно. А этот сегмент занимает от силы 10% внутреннего рынка. Поэтому наземную аппаратуру потребителей нужно делать так, чтобы сигнал принимался и от ГЛОНАСС, и от GPS, и, возможно, от будущей европейской системы "Галилео". Просто для сравнения, чтобы никто не думал, что ГЛОНАСС запустить очень легко: Евросоюз уже около 8 лет занимается "Галилео", принято финансирование, не сопоставимое с нашим, около 4 млрд. евро, и, если не ошибаюсь, пока у них есть только 2 спутника.
    Зачем нужно делать аппаратуру на две, а возможно, и на три системы? Во-первых, повышается точность, что мы и продемонстрировали на земле в Антарктиде. Во-вторых, в случае обострения какой-либо внешнеполитической ситуации ключ к ГЛОНАСС всегда в наших руках. Если по каким-то причинам GPS будет сознательно "загублен" - а такое уже американцами делалось во время войны в Ираке, - мы остаемся независимы в своей системе навигации.
    И есть третий аспект, который необходимо поднимать, - это электронное картографирование. Здесь мы сильно отстали. Все крупные города у нас, конечно, сняты, и первые навигаторы с нашими картами, помогающими водителю свободно ориентироваться в пространстве, уже пошли. Но это по производству - треть процента всего объема только российского рынка, а есть еще и ряд стран, которые уже подписали с нами соглашения об их вхождении в ГЛОНАСС. Сейчас глобальный рынок навигационных услуг составляет уже около 60 млрд. долларов, и это при том, что многие страны еще не охвачены. http://www.federalspace.ru/