Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М. Мясищева планирует в марте завершить разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) по созданию авиационно-космической системы М-91. "Данная авиационно-космическая система состоит из самолета-носителя ВМ-Т и космического возвращаемого модуля, выводимого в ближний космос на высоту более 100 км с пятиминутным пребыванием в невесомости и приземлением на аэродроме по-самолетному", - сообщил "Интерфаксу-АВН" во вторник источник в оборонно-промышленном комплексе. По его словам, космический модуль рассчитан на двух пилотов и 14 пассажиров. Полеты будут проводиться на коммерческой основе. "Разработка ТЭО ведется за счет средств отечественных коммерческих структур", - сказал собеседник агентства. Он сообщил, что во втором квартале этого года планируется приступить к разработке эскизного проекта авиационно-космической системы М-91. "Первый коммерческий полет, по прогнозам специалистов, состоится через 3,5-4 года. Ежегодно планируется выполнять до 100 полетов", - сказал собеседник агентства. Он отметил, что необходимые доработки двух задействованных в проекте самолетов ВМ-Т проведет ЭМЗ имени Мясищева, а созданием 16-местного возвращаемого космического модуля будет заниматься НПО "Молния".
Самолет ВМ-Т разработан на базе стратегического бомбардировщика 3М как транспортировщик элементов ракетно-космической системы "Энергия-Буран". С его помощью планировалось, в частности, доставлять на космодром орбитальный корабль (изделие 11Ф36) и центральный блок "Ц" ракеты-носителя "Энергия" (изделие 11К25). Всего было построено три самолета ВМ-Т, в том числе два летных. ВМ-Т способен перевозить негабаритные грузы массой до 50 тонн, длиной до 45 м и диаметром до 8 м.