
Одной из престижнейших мировых премий в мире науки - премии имени Крафорда Шведской академии наук, отмечающей достижения в тех её областях, которые не отмечены Нобелевской премией - в этом году удостоены три человека - двое россиян, француз и американец.
Половину премии, составляющей $500 тысяч получил академик РАН Рашид Алиевич Сюняев, работающий в Институте космических исследования (ИКИ) РАН и Институте астрофизики имени Макса Планка в Германии. Он удостоен премии «за его решающий вклад в астрофизику высоких энергий и космологию, в частности - (понимание) процессов и динамики в окрестности чёрных дыр и нейтронных звёзд и демонстрацию диагностической силы структур в фоновом излучении». [Прим.: т.е. за созданную им совместно с Н.И.Шакурой в 1973 году стандартную α-теорию дисковой аккреции и последующие теоретические работы и космические эксперименты.]
Вторую половину премии разделили принстонский профессор, гражданин США Эд Виттен и профессор Института высших научных исследований под Парижем Максим Львович Концевич, имеющий российское и французское гражданства. Они удостоены премии «за их важный вклад в математику, вдохновлённый современной теоретической физикой».
Премия Крафорда вручается Шведской королевской академией наук с 1982 года, одним из двух лауреатов первой премии был другой великий русский математик Владимир Игоревич Арнольд. Премия вручается каждый год в одной из четырёх областей: математика и астрономия, науки о Земле и науки о жизни с особым вниманием к исследованиям по экологии и ревматоидному артриту. Размер премии составляет $500 тысяч, она предназначена для того, чтобы дать возможность лауреатам спокойно продолжать свои исследования. В разное время лауреатами премии были Лайман Спитцер, Пол Эрлих, Алан Коннс и Мартин Рис. До сих пор премию ни разу не получали женщины.
Р.А. Сюняев - советский астроном, академик АН СССР (1992 г.). Родился в Ташкенте. В 1966 окончил Московский физико-технический ин-т, в 1966-1968 гг. обучался в аспирантуре того же ин-та под руководством Я.Б. Зельдовича. В 1968-1974 гг. работал в Ин-те прикладной математики АН СССР. С 1974 работает в Ин-те космических исследований АН СССР (зав. отделом астрофизики высоких энергий).
Основные научные работы относятся к астрофизике высоких энергий, космологии, теории фонового излучения Вселенной, физике межгалактической среды. Выполнил цикл работ, посвященных исследованию взаимодействия излучения и плазмы в экстремальных астрофизических условиях: в ранней Вселенной, компактных источниках рентгеновского излучения, ядрах галактик и квазарах. Предложил методы поиска и отождествления черных дыр и нейтронных звезд, излучающих за счет аккреции вещества. Совместно с Н.И. Шакурой разработал теорию дисковой аккреции на релятивистские звезды. Совместно с Ю.Н. Гнединым предсказал существование циклотронных линий в спектре излучения рентгеновских пульсаров - нейтронных звезд с сильными магнитными полями. В работах, посвященных исследованию взаимодействия излучения и вещества в сверхсильных магнитных полях, рассмотрел формирование диаграммы направленности излучения горячего пятна вблизи магнитных полюсов нейтронной звезды, рассчитал поляризацию выходящего излучения и его спектр. Предложил модели формирования импульсов рентгеновских пульсаров, рассмотрел распространение фронта термоядерного горения на поверхности нейтронных звезд (в связи с теорией источников рентгеновских всплесков). Совместно с В.М. Лютым и А. М. Черепащуком предложил оптические методы поиска двойных рентгеновских систем и дал интерпретацию наблюдений регулярной оптической переменности этих объектов. Рассмотрел взаимодействие рентгеновского излучения с атмосферой нормальной звезды - испарение вещества с ее поверхности, отражение рентгеновских лучей, нагрев атмосферы, приводящий к появлению на поверхности звезды горячего пятна. Совместно с Зельдовичем и В.Г. Куртом рассчитал кинетику рекомбинации водорода во Вселенной, показал, что отклонения этого процесса от равновесного приводят к важным астрофизическим следствиям. Совместно с Зельдовичем предсказал понижение яркостной температуры реликтового излучения в направлениях на скопления галактик вследствие взаимодействия низкочастотных фотонов с горячим межгалактическим газом (эффект Зельдовича-Сюняева). Этот эффект позволяет определить размер облака газа, расстояние до облака и скорость его движения относительно фонового излучения, что в свою очередь дает возможность определения постоянной Хаббла и возраста Вселенной. Сюняев предложил (1984 г.) метод диагностики горячего газа в скоплениях галактик и остатках вспышек сверхновых по наблюдениям в миллиметровых линиях переходов между подуровнями сверхтонкой структуры водородо- и литиеподобных ионов тяжелых элементов.
В последние годы работает также в области экспериментальной рентгеновской и гамма-астрономии.
Из книги "Астрономы" (Киев, Наукова думка, 1986).