Установлены причины баллистического спуска с орбиты космического корабля "Союз ТМА-10"

Комиссия по расследованию причин нестандартного спуска с орбиты в октябре прошлого года космического корабля "Союз ТМА-10", на котором летал гражданин Малайзии Шейх Мушафар Шукор, закончила работу, сообщили "Интерфаксу-АВН" в среду в российской ракетно-космической отрасли.
     "Комиссия по расследованию причин нештатной ситуации закончила свою работу и установила, что причиной баллистического спуска стало повреждение кабеля, соединявшего пульт управления спуском с аппаратурой "Союза", - сказал Лопота.  В то же время, по его словам, экипаж мог вмешаться в развитие ситуации, однако в силу некоторых причин не смог этого сделать. Сейчас приняла все меры к тому, чтобы избежать повторения такой ситуации.
     По словам главного баллистика Центра управления полетами (ЦУП) Николая Иванова, перегрузка была кратковременной и не угрожала здоровью и жизни космонавтов. "Баллистический спуск, в режим которого накануне на участке спуска в атмосферу Земли система управления перевела спускаемый аппарат с космонавтами 15-й экспедиции и первым космонавтом Малайзии, не является нештатным режимом, и перегрузка до девяти единиц, испытанная экипажем и продолжавшаяся около десяти секунд, не угрожала их жизни и здоровью", - сказал Иванов. - "Был сбой, но система управления "Союзом" же не только не отказала, а, что принципиально важно, успешно перевела спускаемый аппарат в более надежный режим спуска в атмосферу Земли. Если бы это случилось, не дай Бог, с американским "шаттлом", у которого не предусмотрен режим баллистического спуска, то встречать космонавтов в пришлось бы ехать с похоронным оркестром".
     Разница между баллистическим и управляемым спуском заключается в том, что при управляемом автоматика постоянно ориентирует спускаемый аппарат его плоской нижней частью к земле, что обеспечивает подъемную силу за счет набегающего потока воздуха, и обеспечивает минимальные перегрузки для экипажа в четыре единицы, пояснил Иванов. "Спуск по баллистической траектории без участия подъемной силы сравним с падением камня, но если бы мы ему разрешили падать как камню, то перегрузка бы достигла предела, несовместимого с человеческой жизнью. Поэтому спускаемый аппарат мы постоянно подкручивали вокруг своей оси, один оборот он осуществлял примерно за полминуты, что способствовало (переводу) действительно опасной для жизни перегрузки "ноги - голова" в более чем приемлемую перегрузку "грудь - спина" за счет центробежной силы", - сказал главный баллистик.
     По словам командира 15-й экспедиции Федора Юрчихина, "закрутка спускаемого аппарата была резкая, жесткая, было сильное вестибулярное раздражение, хорошо ощущавшееся в левом кресле капсулы, в котором я сидел. Перегрузка нарастала постепенно, но была очень приличная - 8,56 единицы. После перегрузки в семь единиц мы перестали докладывать на Землю о самочувствии, чтобы беречь дыхание. Но потери зрения и сознания не было ни у кого из членов экипажа, и мы понимали, что надо было просто перетерпеть".