Результаты исследований ЕКА показали, что для первой ступени транспортного космического корабля (ТКК) можно создать установку, предназначенную для сжижения воздуха в пределах допустимой нормы. Об этом сообщает журнал Flight International.
Бортовая установка массой 10000 кг первой ступени системы будет собирать и сжижать воздух, а затем выделять из него азот со скоростью 10 кг/с. Преимущество такой системы состоит в том, что необходимое жидкое кислородное топливо не потребуется транспортировать с земли. Собранный обогащенный кислородом сжиженный воздух будет храниться во второй ступени ТКК.
Основную массу установки составляют три теплообменника, - именно на их создание в основном было направленно исследование ЕКА. В ходе исследования совместно с брюссельским университетом ULB (Universite Libre de Bruxelles) была разработана новая концепция двухступенчатой пусковой системы с устройством сжижения водуха.
В качестве транспортного средства используется самолет двухфюзеляжной схемы с шестью двигателями GE90 разработки "Дженерал электрик", работающими на водородном топливе. Между фюзеляжами под центропланом размещается орбитальный аппарат общей массой 90 т, заправленный только жидким водородом.
При взлете с ВПП длиной 4575 м авиабазы ВВС США Ванденберг (шт.Калифорния) максимальная взлетная масса ТКК составит 1035 т. Он сможет совершать крейсерские полеты протяженностью 6250 км, во время которых на сверхзвуковой скорости над Тихим океаном будет собирать воздух. После этого ТКК выполнит маневр с перегрузкой 1,5 g и при этом произойдет отделение орбитальной ступени.
В момент отделения орбитальная ступень будет заполнена 210 т сжиженного обогащенного кислородом воздуха. Это будет не совсем чистый жидкий кислород, поскольку такие газы, как аргон, составляющий 6% массы сжиженного воздуха, трудно поддается сепарации. Поэтому на каждый процент неочищенного сжиженного обогащенного кислородом воздуха будет теряться 2-3 с удельного импульса.
Как заявил научный сотрудник ULB, ЕКА финансирует проект в рамках своей общей программы исследований. Университет продолжает работу по созданию коллекторной установки на базе современных технологий и технологий ближайшего будущего. Проведен сравнительный анализ конструкции и массы первой ступени ТКК с аналогичным российским ЛА "Геракл", - результаты показали, что они сопоставимы. Рабочая группа ULB контактировала с исследователями ВВС США, которые занимаются созданием собственной аналогичной системы, но пока без особого результата, передает АРМС-ТАСС.