РН "Зенит-3SL" взорвалась на старте

30 января 2007 года в 23:22 UTC (31 января в 02:22 мск) с морской стартовой платформы Odyssey, находившейся в этот момент в экваториальной зоне Тихого океана (154-й град. з.д.), стартовыми командами компании Sea Launch была предпринята попытка запуска ракеты-носителя "Зенит-3SL" с телекоммуникационным спутником NSS-8 на борту. В момент старта ракета взорвалась. По имеющейся информации, никто из обслуживающего персонала не пострадал. Сама стартовая платформа находится на плаву. Повреждения платформы незначительны.
     Причины аварии должна выяснить специальная комиссия. В нее войдут представители всех компаний, участвующих в проекте Sea Launch.
     Запуск транслировался в режиме реального времени в Интернете, но трансляция была прервана после того, как ракета превратилась в огромный огненный шар. После этого появился титр "Нештатная ситуация при запуске NSS-8. Трансляция прекращается".
     Несмотря на то, что трансляция пуска велась в прямом эфире, многие российские информационные агентства (РИА "Новости", "Интерфакс") уже через пару-тройку минут после взрыва распространили сообщения "об успешном запуске ракеты-носителя "Зенит-3SL" с морского космодрома". О нештатной ситуации эти же агентства передали спустя еще несколько минут, однако, в сообщениях указывалось, что проблемы возникли через 40 секунд полета. И лишь позднее стали передаваться сообщения о взрыве на стартовой платформе.
     Спутник NSS-8 принадлежал компании SES New Skies, зарегистрированной в Гааге, Нидерланды. Если бы запуск прошел успешно, аппарат бы занял на геостационарной орбите точку стояния над 57 град. в.д.
    Американский эксперт Джеймс Оберг (James Oberg) вспоминает аналогичные инциденты предыдущих десятилетий, когда ракеты гибли на старте, и считает, что на восстановление Odyssey потребуется не менее года. Да и то только в том случае, если это будет вообще возможно сделать.
     И еще несколько выводов, которые напрашиваются, если проанализировать вчерашние события.
     1. Стоит обратить внимание на то, что до вчерашней аварии российские официальные лица, когда говорили о проекте "Морской старт", называли "Зенит-3SL" российско-украинской ракетой. Со вчерашнего дня она стала "украинской". Что, конечно же, верно, так как делали её в Днепропетровске. Но такое резкое изменение терминологии в устах чиновников не радует.
     2. Крайне непрофессионально повели себя многие средства массовой информации, которые продолжали выдавать в эфир информацию об успешном запуске ракеты из Тихого океана, несмотря на то, что весь мир в прямом эфире "любовался" огненным шаром, поглотившим и ракету, и стартовую платформу. Всем понятно, что сообщения о предстоящих пусках готовятся заранее и публикуются сразу же после того, как событие произошло. Но надо хотя бы убедиться в том, что это случилось. А не быть заложниками "временного фактора".
     3. "Заинтересованные" организации и предприятия, как это обычно бывает в подобных случаях, преуменьшают размеры аварии и пытаются убедить всех, что её последствия никак не отразится на дальнейших их планах. Послушать их, и может сложиться убеждение, что следующий "Зенит" запустят чуть ли не завтра. Не будет этого. Как, вероятнее всего, не будет больше пусков в 2007 году. А о 2008 годе поговорим позже, когда хоть что-то прояснится.