Из истории российской и китайской космонавтики

10 июня нынешнего года в Лондоне прошел 21-й ежегодный симпозиум по истории русской и китайской космических программ, организованный Британским межпланетным обществом. Вопрос о “китайском космосе” на подобных мероприятиях обсуждался впервые.
     В работе симпозиума приняли участие около 25 человек, включая таких известных специалистов, как Брайан Харви (Brian Harvey), Берт Вис (Bert Vis), Фил Кларк (Phil Clark), Асиф Сиддик (Asif Siddiqi) и Барт Хендрикс (Bart Hendrickx). Также присутствовали представители “группы Кеттеринга” Макс Уайт (Max White) и Грант Томпсон (Grant Thompson).
     Открывая симпозиум, президент Британского межпланетного общества Рекс Хэлл (Rex Hall) отметил, что круг присутствующих по сравнению с предыдущими годами практически не изменился, хотя среди космических историков и наблюдается приток свежих сил. Кстати, на мероприятии не были приглашены специалисты из России, несмотря на то, что и в нашей стране есть весьма авторитетные специалисты по данной тематике.
     Среди сделанных на симпозиуме докладов можно выделить выступление Берта Виса, рассказавшего о своем недавнем посещении Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина в Звездном городке. Докладчик продемонстрировал множество сделанных им фотографий, в том числе и недостроенного здания, в котором предполагалось разместить тренажеры российского корабля многоразового использования “Буран”. Вис сказал, что ему удалось сфотографировать ряд предметов, которые официально не значились в его программе посещения центра. Например, он показал снимок Транспортной космической системы (ТКС), разработанной в рамках проекта “Алмаз”.
     Брайан Харви представил присутствующим новые подробности полета советской автоматической станции “Марс-6” в 1973-74 гг. По его словам, еще до старта этого космического аппарата были выявлены производственные дефекты, которые обеспечивали лишь 50-процентную гарантию успеха миссии. Тем не менее, было принято решение о запуске, иначе полет пришлось бы отложить на два года.
     Барт Хендрикс рассказал о пусках космических аппаратов типа “БОР-4”. Каких-либо новых данных об этой программе он не привел, но отметил, что на западе в 1980-е годы советские работы по многоразовым системам были неправильно истолкованы. Так, после того, как австралийские ВМС сфотографировали один из аппаратов “БОР-4”, приводнившегося в Индийском океане, в США полагали, что Советы разрабатывают два типа “челноков”: один, ставший впоследствии “Бураном”, а второй, меньшего размера, который должен был стать боевой ударной системой. Истина открылась уже в 1990-х годах, когда многие секреты советской космонавтики перестали быть таковыми.
     Асиф Сиддик, прославившийся своими исследованиями американской программы Apollo, представил на симпозиуме полный обзор советской космической программы. Этот доклад весьма объемен и содержит достаточно много интересной информации. Вот только два момента из выступления Сиддика.
     Первое. Ученый считает, что в настоящее время “завершается” третий период изучения советской космической программы. Первый период приходился на 1960-е годы, когда основным источником информации были “сообщения ТАСС” и наблюдения независимых специалистов типа “группы Кеттеринга”. Второй период наступил в 1970-е годы, когда западные специалисты на основе имеющейся скудной официальной советской информации стали глубже вникать в проводившиеся в СССР работы по освоению космоса и делать достаточно верные выводы. В 1990-е годы начался, а сейчас завершается третий период. Его отличительной особенностью является то, что исследования ведутся на основе документов (хотя еще очень многие документы из нашей космической истории не доступны).
     Второе. Сиддик полагает, и это было отмечено в его докладе, что современная российская пилотируемая программа своими корнями уходит в 1960-е годы и до сих пор использует разработки тех лет, практически не создав ничего принципиально нового. Вообще-то к подобным выводам уже давно пришли многие специалисты и не только на Западе, но и у нас в России.
     Китайской космической программе были посвящены доклады, сделанные Филом Кларком и известным шведским специалистом Свеном Граном (Sven Grahn). Первый из них представил своё исследование китайских разведывательных систем, а второй рассказал о своем визите в Космический центр Цзюцуань.
     Участники мероприятия отмечают, что в последнее время стало сложнее “проникать” в тайны российского космоса. Многие документы, которые были рассекречены в минувшее десятилетие, вновь переводятся в закрытые фонды. Гораздо меньше информации о последних пусках стали предоставлять в Роскосмосе и в пресс-службе Космических войск РФ. Если дело пойдет так и дальше, то в изучении истории российской космической истории наступит четвертый период – период, который вульгарно можно назвать, как, “кто не успел, тот опоздал”.