
Федеральное управление гражданской авиации США (Federal Aviation Administration - FAA) в среду выдало лицензию первому частному суборбитальному пилотируемому летательному аппарату, сообщает Associated Press.
Годичная лицензия была выдана компании Scaled Composites, которая в конце 2003 года провела испытание своего летательного аппарата - многоразовой ракеты SpaceShipOne (SS1).
Глава Scaled Composites Берт Рутан (Burt Rutan), известный также как создатель самолета Voyager, который в 1986 году впервые совершил беспосадочный кругосветный перелет без дозаправки, отказался от комментария по поводу получения годичной лицензии.
Но на официальном сайте компании размещено заявление, в котором говорится: "Мы надеемся, что в течение 10 лет обыкновенные люди смогут позволить себе полет за пределы земной атмосферы и испытать невесомость".
Полученная Scaled Composites лицензия дает этой компании право осуществлять полеты на высоту до 100 километров над Землей. Эта лицензия является необходимым условием для участия в программе X-Prize, организаторы которой в 1996 году объявили награду в 10 миллионов долларов США первой частной компании, которой удастся построить транспортное средство, способное совершить пилотируемый космический полет. По условиям конкурса, космический корабль должен подняться на высоту 100 километров от поверхности земли с тремя пассажирами на борту, а затем повторить полет в течение двух недель.
8 апреля 2004 года компания Scaled Composites провела в пустыне Мохаве, шт. Калифорния, второе успешное летное испытание с включением двигателя аппарата SpaceShipOne. Самолет был поднят на носителе WhiteKnight, после чего отделился и дальше совершал полет на собственном двигателе. Время работы двигателя составило 40 с. Максимальная достигнутая скорость - 2 М. Высота подъема аппарата достигнута в 32025 м. Пилотировал машину летчик-испытатель Питер Сиболд (Peter Siebold).
Это один из самых высотных пилотируемых полетов за всю историю воздухоплавания.
Ниже приводится список всех предыдущих полетов, когда летательные аппараты летали выше отметки в 32 км. Космические полеты (орбитальные и суборбитальные) в этот список не включены. В перечне указаны дата события, наименование летательного аппарата, пилот (пилоты), высота подъема.
07.09.1956 – X-2 – Айвен Кинчелоу (Iven Kincheloe) – 38491 м
19.05.1960 – X-15A – Роберт Уайт (Роберт Уайт (Robert White)) - 33222 м
12.08.1960 – X-15A – Роберт Уайт (Robert White) - 41605 м
30.03.1961 – X-15A – Джозеф Уокер (Joseph Walker) - 51700 м
21.04.1961 – X-15A – Роберт Уайт (Robert White) - 32000 м
28.04.1961 – E-66A – Георгий Мосолов – 34714 м
04.05.1961 - Strato-Lab V – Малколм Росс (Malcolm Ross) и Виктор Пратер (Victor Prather) – 34668 м
25.05.1961 – X-15A – Джозеф Уокер (Joseph Walker) - 32850 м
23.06.1961 – X-15A – Роберт Уайт (Robert White) - 32830 м
12.09.1961 – X-15A – Джозеф Уокер (Joseph Walker) - 34840 м
11.10.1961 – X-15A – Роберт Уайт (Robert White) - 66150 м
17.10.1961 – X-15A – Джозеф Уокер (Joseph Walker) - 33100 м
17.01.1962 – X-15A – Нейл Армстронг (Neil Armstrong) - 40690 м
05.04.1962 – X-15A – Нейл Армстронг (Neil Armstrong) - 54860 м
19.04.1962 – X-15A – Джозеф Уокер (Joseph Walker) - 46940 м
20.04.1962 – X-15A – Нейл Армстронг (Neil Armstrong) - 63250 м
25.04.1962 – X-15A – Джон МакКэй (John McKay) - 32160 м
30.04.1962 – X-15A – Джозеф Уокер (Joseph Walker) - 75190 м
01.06.1962 – X-15A – Роберт Уайт (Robert White) - 40420 м
12.06.1962 – X-15A – Роберт Уайт (Robert White) - 56270 м
21.06.1962 – X-15A – Роберт Уайт (Robert White) - 75190 м
27.06.1962 – X-15A – Джозеф Уокер (Joseph Walker) - 37700 м
16.07.1962 – X-15A – Джозеф Уокер (Joseph Walker) - 32670 м
17.07.1962 – X-15A – Роберт Уайт (Robert White) - 95940 м
02.08.1962 – X-15A – Джозеф Уокер (Joseph Walker) - 44040 м
14.08.1962 – X-15A – Джозеф Уокер (Joseph Walker) - 59010 м
04.10.1962 – X-15A – Роберт Рашуорт (Robert Rushworth) - 34200 м
09.10.1962 – X-15A – Джон МакКэй (John McKay) - 38700 м
23.10.1962 – X-15A – Роберт Рашуорт (Robert Rushworth) - 41000 м
14.12.1962 – X-15A – Роберт Уайт (Robert White) - 43100 м
20.12.1962 – X-15A – Джозеф Уокер (Joseph Walker) - 48900 м
17.01.1963 – X-15A – Джозеф Уокер (Joseph Walker) - 82810 м
02.05.1963 – X-15A – Джозеф Уокер (Joseph Walker) - 63820 м
15.05.1963 – X-15A – Джон МакКэй (John McKay) - 37860 м
18.06.1963 – X-15A – Роберт Рашуорт (Robert Rushworth) - 68180 м
25.06.1963 – X-15A – Джозеф Уокер (Joseph Walker) - 34080 м
27.06.1963 – X-15A – Роберт Рашуорт (Robert Rushworth) - 86870 м
09.07.1963 – X-15A – Джозеф Уокер (Joseph Walker) - 69010 м
19.07.1963 – X-15A – Джозеф Уокер (Joseph Walker) - 106010 м
22.08.1963 – X-15A – Джозеф Уокер (Joseph Walker) - 107960 м
08.01.1964 – X-15A – Джозеф Энгл (Joseph Engle) - 42642 м
28.01.1964 – X-15A – Роберт Рашуорт (Robert Rushworth) - 32736 м
08.04.1964 – X-15A – Джозеф Энгл (Joseph Engle) - 53340 м
19.05.1964 – X-15A – Джозеф Энгл (Joseph Engle) - 59680 м
08.07.1964 – X-15A – Джозеф Энгл (Joseph Engle) - 51938 м
10.12.1964 – X-15A – Джозеф Энгл (Joseph Engle) - 34503 м
26.02.1965 – X-15A – Джон МакКэй (John McKay) - 46817 м
25.05.1965 – X-15A – Милтон Томпсон (Milton Thompson) - 54803 м
28.05.1965 – X-15A – Джозеф Энгл (Joseph Engle) - 63886 м
16.06.1965 – X-15A – Джозеф Энгл (Joseph Engle) - 74585 м
17.06.1965 – X-15A – Милтон Томпсон (Milton Thompson) - 33071 м
22.06.1965 – X-15A – Джон МакКэй (John McKay) - 47518 м
29.06.1965 – X-15A – Джозеф Энгл (Joseph Engle) - 85527 м
08.07.1965 – X-15A – Джон МакКэй (John McKay) - 64800 м
20.07.1965 – X-15A – Роберт Рашуорт (Robert Rushworth) - 32126 м
03.08.1965 – X-15A – Роберт Рашуорт (Robert Rushworth) - 63612 м
10.08.1965 – X-15A – Джозеф Энгл (Joseph Engle) - 82601 м
25.08.1965 – X-15A – Милтон Томпсон (Milton Thompson) - 65258 м
26.08.1965 – X-15A – Роберт Рашуорт (Robert Rushworth) - 73030 м
02.09.1965 – X-15A – Джон МакКэй (John McKay) - 73091 м
14.09.1965 – X-15A – Джон МакКэй (John McKay) - 72847 м
28.09.1965 – X-15A – Джон МакКэй (John McKay) - 90099 м
14.10.1965 – X-15A – Джозеф Энгл (Joseph Engle) - 81230 м
27.10.1965 – X-15A – Джон МакКэй (John McKay) - 72210 м
12.07.1966 – X-15A – Уильям Найт (William Knight) - 39620 м
21.07.1966 – X-15A – Уильям Найт (William Knight) - 58610 м
28.07.1966 – X-15A – Джон МакКэй (John McKay) - 73700 м
03.08.1966 – X-15A – Уильям Найт (William Knight) - 75890 м
04.08.1966 – X-15A – Уильям Дэйн (William Dana) - 40450 м
11.08.1966 – X-15A – Джон МакКэй (John McKay) - 76500 м
12.08.1966 – X-15A – Уильям Найт (William Knight) - 70440 м
19.08.1966 – X-15A – Уильям Дэйн (William Dana) - 54250 м
25.08.1966 – X-15A – Джон МакКэй (John McKay) - 78490 м
01.11.1966 – X-15A – Уильям Дэйн (William Dana) - 93540 м
22.03.1967 – X-15A – Майкл Адамс (Michael Adams) - 40570 м
28.04.1967 – X-15A – Майкл Адамс (Michael Adams) - 50900 м
15.06.1967 – X-15A – Майкл Адамс (Michael Adams) - 69890 м
29.06.1967 – X-15A – Уильям Найт (William Knight) - 52730 м
04.10.1967 – X-15A – Уильям Дэйн (William Dana) - 76530 м
17.10.1967 – X-15A – Уильям Найт (William Knight) - 85500 м
15.11.1967 – X-15A – Майкл Адамс (Michael Adams) - 81080 м
04.04.1968 – X-15A – Уильям Дэйн (William Dana) - 57150 м
26.04.1968 – X-15A – Уильям Найт (William Knight) - 63090 м
11.05.1968 – X-15A – Уильям Дэйн (William Dana) - 67090 м
16.07.1968 – X-15A – Уильям Найт (William Knight) - 67510 м
21.08.1968 – X-15A – Уильям Дэйн (William Dana) - 81530 м
13.09.1968 – X-15A – Уильям Найт (William Knight) - 77450 м
24.10.1968 – X-15A – Уильям Дэйн (William Dana) - 77720 м
25.07.1973 – E-266 – Александр Федотов – 35230 м
25.07.1973 – E-266 – Александр Федотов – 36240 м
17.05.1975 – E-266 – Александр Федотов – 35000 м
22.07.1977 – E-266M – Александр Федотов – 37080 м
31.08.1977 – E-266M – Александр Федотов – 37650 м
08.04.2004 – SpaceShipOne – Питер Сиболд (Peter Siebold) – 32025 м
Российский космоплан мог быть построен, как минимум, на 30 лет раньше американского. Об этом сообщил научный руководитель Института прикладной механики, академик РАН Иван Образцов.
По его словам еще в начале 70-х советские специалисты разработали проект космоплана, способного перемещать пассажиров и грузы на высоте от 90 до 200 километров со скоростью до 30 тысяч километров в час. Однако по финансовым причинам этот проект не удалось реализовать до сих пор.
"Расчеты показывают, что полет от Москвы до Нью-Йорка на нашем космоплане займет всего 50 минут, до Токио - 53 минуты, а до Сиднея - один час шесть минут. Летные испытания опытной модели в масштабе один к 25 прошли успешно, подтвердив правильность геометрии и конструкции суборбитального летательного аппарата. В случае реализации проекта стоимость вывода килограмма полезной нагрузки на высоту в 200 километров составит около $300 для одноступенчатого варианта и порядка $100 для двухступенчатого. Разработаны различные туристические варианты космоплана, позволяющие с комфортом перемещать от шести до тысячи пассажиров на огромные расстояния на высоте около 100 километров с максимальной скоростью 30 тысяч километров в час. При этом перегрузки во время такого полета будут незначительны, примерно такие же, как во время поездки в скоростном лифте", - отметил он.
Космоплан, длиной 75 метров и стартовым весом около 180 тонн, напоминающий летающую тарелку, имеет округлую форму с двумя хвостовыми пилонами. В передней части фюзеляжа разместится экипаж или груз, в задней - ракетные жидкостно-реактивные двигатели, работающие на смеси жидкого водорода и кислорода. Первая ступень аппарата будет оснащаться шестью ракетными двигателями РД-701 конструкции НПО "Энергомаш" с импульсом удельной тяги в 120 тонн. Летательный аппарат сможет функционировать как в пилотируемом, так и в беспилотном режиме, подчеркнул собеседник агентства.