
Вечером 27 марта в США проведено успешное испытание гиперзвукового самолета Х-43А. Самолет-носитель В-52В с закрепленной под крылом ракетой Pegasus стартовал с Базы ВВС США Эдвардс в 20:40 UTC (23:40 мск). После выхода в зону испытаний, над акваторией Тихого океана в 80 км западнее побережья штата Калифорния, в 22:00 UTC (28 марта в 01:00 мск) ракета с гиперзвуковым аппаратом была отделена от носителя на высоте около 12 км и 5 с находилась в свободном падении, после чего был включен двигатель.
Двигатель Pegasus проработал 80 с и разогнал Х-43А до скорости5,5 тысяч километров в час.После отделения аппарата от ракеты был включен его собственный прямоточный воздушно-реактивный двигатель, проработавший 10 с разогнавший Х-43А до скорости 8300 км/ч.
Затем Х-43А перешел в режим свободного планирования и через 10 мин достиг поверхности Тихого океана, приблизительно в 600 км от побережья. Дальность первого полета составила около 22 километров.

"Все сработало по плану. Это было прекрасно. По правде говоря, это самое прекрасное, что я когда-либо видела. Мы ждали этого несколько лет", - сказала пресс-секретарь NASA Лесли Уильямс.
Состоявшийся полет стал вторым испытанием гиперзвукового аппарата. Первое испытаний Х-43А, состоявшееся 2 июня 2001 года закончилось неудачей. Ракета стартовала с борта В-52, однако в ее системе наведения были обнаружены неисправности, и специалисты отдали ей команду на самоуничтожение. Обломки ракеты и образца X43-A упали в Тихий океан.
На фоне радостной эйфории, вызванной заявлением президента Путина о наличии в России принципиально нового вида оружия (гиперзвукового, по мнению экспертов), неприятным диссонансом звучит это сообщение о запланированном НАСА испытании своего гиперзвукового аппарата X-43A.
На прошлой неделе НАСА сообщило о том, что 27 марта на авиабазе «Эдвардс» в Калифорнии планируется провести летные испытания гиперзвукового аппарата X-43А. Предыдущие испытания, состоявшиеся еще в 2001 году, закончились катастрофой. При этом НАСА собиралось побить рекорд скорости для реактивных самолетов. Он составляет 3529 км/ч (3,2 Мах) и был установлен еще в 1964 году американским самолетом-разведчиком SR-71 Blackbird. Еще один американский исследовательский аппарат, Х-15, установил абсолютный рекорд скорости (6,7 Мах), однако с ракетным, а не реактивным двигателем.
Беспилотный Х-43А имеет относительно небольшие размеры - 3,6 м в длину при размахе крыльев 1,5 м. Расчетная скорость - 10000 км/ч, что почти в три раза превышает текущий рекорд.
Целью эксперимента является испытание технологии Scramjet: гиперзвуковой альтернативы турбореактивному двигателю. В двигателе X-43A нет турбин, необходимых для нагнетания воздуха в камеру сжигания топлива, вместо этого давление в ней создается встречным потоком воздуха за счет уже набранной высокой скорости самолета. В качестве горючего используется водород. Этот принцип может быть использован как для разработки гиперзвуковых самолетов, способных за 3-4 часа достигать любой точки планеты, так и для создания более экономичных средств доставки на околоземную орбиту. Недостатком Scramjet-а является необходимость предварительного разгона: этот двигатель начинает работать только на гиперзвуковых скоростях По сообщению НАСА, Х-43А является результатом почти двадцатилетних исследований в области создания прямоточных двигателей со сверхзвуковыми камерами сгорания (так называемых "скрамджетов"), в которых в качестве окислителя используется атмосферный кислород. Более компактная и легкая двигательная установка Х-43А позволит увеличить полезную нагрузку гиперзвуковых аппаратов и тем самым снизить эксплуатационную стоимость. В перспективе это приведет, в частности, к разработке новых, более эффективных способов доставки грузов в космическое пространство.
В России также уже испытаны двигатели для гиперзвуковых летательных аппаратов, скорость которых будет не менее чем в шесть раз превосходить скорость звука. Об этом сообщил президент ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" Виктор Чуйко. Эти двигатели для гиперзвуковых летательных аппаратов демонстрировались на шестом и седьмом международных салонах "Двигатели". Впрочем, пока испытания проводились только на ракетах. В научно-техническом отношении двигатели совершенствуются, но проблема недостатка финансирования и отсутствие соответствующих федеральных целевых программ тормозит эти работы.
Сейчас основные работы в этом направлении проводятся в Центральном институте авиационного моторостроения. "Кроме того, - отметил Чуйко, - существуют отдельные программы, которые финансируются Минобороны и другими заинтересованными ведомствами". Если 15 лет назад СССР и США на равных соперничали в этой перспективной области, то сейчас "по отдельным моментам" Россия уступает США, хотя неплохой задел в некоторых областях сохраняется.